Паломнический поход в Бёхово или Поленовская золотая осень

25-26 сентября 2010г. воспитанники клуба православных путешественников «Верный путь» побывали в походе по Тульской области, который можно назвать настоящим паломничеством.

Вот уже месяц как работает туристический кружок при воскресной школе в этом учебном году. Ребята регулярно тренируются, совершенствуют свои навыки в ориентировании на местности, совершают беговые и велосипедные тренировки. Велосипедное путешествие на полигон стало уже своеобразной традицией нашего клуба, а вот поход, который совершили ребята по Тульской области, стал первым маршрутом, который мы разработали и преодолели самостоятельно. Поход явился итогом первого месяца нашей совместной работы.

Полтора часа пребывания не в самой приятной компании в тамбуре электрички Москва-Тула (мы ехали от станции Бутово) и мы в Тульской области, на платформе «118 км». Именно оттуда мы начали свой путь в сторону Поленова. Проведя небольшой опрос местных жителей (судя по всему дачников) мы выяснили, что о Поленове никто здесь не знает, а если что и слышали, то когда учились в школе. Это показалось нам очень странным, ведь судя по карте до дома-музея известного художника Василия Дмитриевича Поленова всего-то 10 км пути.

Помолившись Николаю-Угоднику, мы отправились в путь, полагаясь на помощь Божью, собственные силы и карту 25-летней давности. Преодолев пару садовых участков, сделали первый привал. Погода выдалась на загляденье. На смену проливным дождям, прошедшим накануне, пришло настоящее бабье лето (а может это Николай-Угодник нам все так устроил и подарил такой праздник?). Грунтовые дороги, по которым в основном пролегал наш маршрут, успели высохнуть, и нам не составляло особого труда по ним передвигаться. Трудностей добавляла устаревшая карта. Местами дороги из грунтовых стали асфальтовыми, а местами просто пропадали. В одном из таких мест мы набрели на необозначенный на карте ручей (наверное, Николай-Угодник так все устроил) и остановились на обед (или второй завтрак). Вдруг откуда ни возьмись появился грибник (уверен, что это не простое совпадение), который, подкрепившись нашей кашей, подсказал нам дорогу.

Немного передохнув, мы отправились в дальнейший путь. Пройдя через деревню Конюшино, несколько полей и перелесков, мы вышли к деревне Бёхово. Она знаменита тем, что в ней находится Храм Живоначальной Троицы, который был спроектирован самим В.Д. Поленовым, а неподалеку от Храма (всего в километре) есть источник явления Казанской иконы Божией Матери. Дорога от Храма до источника выложена камушками, так что даже после дождя идти легко и не скользко. Вдоль тропы висят иконы, а в начале пути установлен поклонный крест. Мы заранее получили благословение у настоятеля Храма отца Алексия на ночлег возле источника. Выбрав место на опушке леса, мы установили лагерь, после чего отправились на источник. После 12 км пути купание в источнике лишь укрепило наши силы. Оставив в лагере дежурных, мы пошли в Храм на всенощную.

Храм Живоначальной Троицы отличается от многих других своим убранством, но не роскошью, а домашней обстановкой. На иконах висят рушники, храм украшен березовыми веточками (как на праздник Троицы) и батюшка служит в зеленом облачении (видимо потому, что образ Троицы всегда присутствует в Храме). На всенощной был крестный ход вокруг Храма (это обычай данного Храма). После помазания мы отправились в лагерь, где нас ждал ужин — макароны с тушенкой, которые были очень вкусными, как и чай, приготовленные на воде из источника.

Утомленные дорогой и тяжелой рабочей неделей сразу после вечерней молитвы мы отправились спать. Тишину ночи нарушал лишь шум моторных лодок на Оке, машин на близлежащей дороге и отдыхающих дачников…

Начав воскресный день с молитвы и подкрепившись чаем, мы приступили к сборке вещей. Делать это приходилось очень быстро, чтобы успеть на литургию. Храм был уже полон, когда наша группа московских паломников, располагала свои рюкзаки на его территории. Большинство прихожан Бёховского храма — москвичи, и в воскресный день их приезжает очень много. Большинство из них в традиционных русских костюмах. «В нашем Храме нет чтецов и певчих, — сказал отец Алексей (Дарашевич), — обращаясь к присутствующим перед самой литургией. Поэтому возьмите книжечки и подпевайте, кто как может». Среди нас были девочки из хора воскресной школы, но и для них было непросто приспособиться к знаменному распеву XVII века, который принят в храме. Такой необычный Храм, необычная для нас служба, стали самыми яркими впечатлениями от похода и темой для общения.

После службы мы сфотографировались на фоне храма, спустились к Оке, где приготовили обед. Наш путь после обеда пролегал по правому берегу Оки против ее течения до дома-музея В.Д. Поленова. Теплые деньки привлекли туда огромное количество туристов со всего мира и попасть на экскурсию оказалось не возможно. Чтобы посетить дом-музей и осмотреть его экспозицию, нужно было созваниваться за несколько недель. Однако побывать в музее нам все-таки удалось (не без Божией помощи, конечно). Мы упросили смотрительницу пропустить нас, дабы осмотреть одну картину, ради которой как минимум стоит побывать в Поленове — «Христос и грешница». Эта картина расположена на втором этаже. Это черновой набросок, выполненный в натуральную величину (оригинал картины находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), но и в черно-белом варианте картина смотрится впечатляюще. Мы вспомнили притчу, изображенную на картине и в очередной раз поразились таланту художника (известного как пейзажиста), сумевшему показать эмоции людей и важность действия, на ней изображенного. Смотрители разрешили осмотреть нам еще один зал, в котором представлены наиболее известные картины В.Д. Поленова — «Золотая осень», «Осень в Абрамцево» и другие. А на картине «Золотая осень» (словно на карте) мы смогли отыскать часть нашего маршрута, который прошли сегодня.

От дома-музея нас забирал микроавтобус, который доставил нас в Бутово. Уезжая, каждый из нас увез с собой много положительных эмоций, впечатлений и огромное желание вернуться, чтобы не спеша все еще раз осмотреть. Появилось даже желание организовать паломническую поездку для наших прихожан, с посещением Храма, купания в источнике, осмотра музея и диорамы. Может так и сделать? Хотя лучшим вариантом будет наш паломнический поход, который позволил нам почувствовать себя и путешественниками, и паломниками одновременно.