Хроника одного путешествия
5 ноября 2010г. группа воспитанников клуба «Верный путь» совершила велосипедное паломничество в Екатерининскую пустынь. Это велосипедное путешествие туристов-паломников стало третьим этой осенью. Ребята ранее совершали прогулки в Битцевский парк, поселок Дубровицы, где посетили Храм Знамения Пресвятой Богородицы, но именно эта поездка оставила наиболее яркие впечатления.
Дождя не боимся…
На этот раз, благодаря четырехдневным каникулам, нам удалось собрать достаточно большую компанию (12 человек) для путешествия по новому для нас маршруту. Прошедший накануне проливной дождь изрядно попугал нас, но не отбил желания отправиться в путь.

В 10 утра на территории нашего Храма можно было услышать шутливые разговоры ребят и звуки непрерывно работающего насоса, приводимого в движение Юрой Царьковым. Обязательная проверка велосипеда включала в себя подкачку колес чуть ли не до трех атмосфер, регулировку высоты седла, проверку работы тормозов и переключателей скоростей. После краткого инструктажа по правилам дорожного движения и технике безопасности, мы помолились и отправились в путь. Уже второй раз в велопоходе мы пользовались яркими манишками, в которых облачались направляющий и замыкающий, а также самые высокие ребята нашей группы. Мы стали более заметными на дороге, и водители других транспортных средств были более аккуратными, обгоняя нас.

Наш путь пролегал вдоль жилых кварталов Южного Бутова (по Чечерскому проезду и Веневской улице) до станции Бутово. Там, перенеся своих железных коней через железнодорожные пути по мосту, мы передохнули и продолжили путь в сторону станции Расторгуево. На одном из привалов мы читали о Екатерининской пустыни, имеющей очень богатую историю. Начало обители было положено в 1658 году царем Алексеем Михайловичем. По преданию, охотясь в здешних лесах, он узнал о рождении дочери. Именно в этот день ему явилась великомученица Екатерина, и он решил заложить монастырь в этом месте, а дочь, естественно, назвал Екатериной.

В настоящее время на территории обители действует мужской монастырь, стараниями которого ведется реставрация. В этом мы смогли убедиться сами. Всего 14 км пути, полтора часа неспешного педалирования и мы в монастыре. Заходим в главный Храм – Екатерининскую церковь и тут же встречаем там отца Пимена, который любезно соглашается быть нашим гидом. Оставляем велосипеды и идем слушать интереснейший рассказ об истории монастыря.
История монастыря
Чего только не пришлось пережить обители за три с половиной столетия. Монастырь был и мужским, и женским, активно развивался и приходил в упадок, но самые черные дни его истории пришлись на 30-е годы прошлого столетия. Насельниц монастыря прогнали буквально за 24 часа (как это обычно делалось), а двухуровневый храм (верхний Храм Петра и Павла в настоящий момент активно восстанавливается) превратили в загородную резиденцию главы НКВД Н.И. Ежова, а затем и Л.П. Берии. «Дача Берии», так в простонародии называли это место. В самом храме располагались и кабинеты комиссара и его помощников, и пыточная, и даже крематорий. Кто бы мог подумать, что в таком святом месте испытывали электрические стулья, подписывали смертные приговоры (бывало, что и до 600 в день) и даже приводили их в исполнение. Чаще всего приговор приводили в исполнение на Бутовском полигоне, где нам тоже впоследствии удалось побывать. Местные жители называли это печально известное место – расстрельную тюрьму – «Сухановкой» по названию близ лежащего села.

После смерти Берии в монастырь заселились милиционеры, которые использовали обитель для подготовки своих будущих кадров. В Храме располагалась и авторемонтная мастерская, и даже тренажерный зал, и кабинеты начальства. Монастырь возвращали верующим постепенно, и поначалу даже во время богослужений, которые возобновились в 1992 году, милиционеры мешали монахам и прихожанам молиться, оскорбляли их. Но с 1995 года монастырь полностью вернули Русской Православной Церкви и обитель начала возрождаться.

Нам удалось приложиться к частицам мощей великомученицы Екатерины, привезенным в обитель с Синая (кстати, во всем мире всего только два мужских монастыря с именем великомученицы Екатерины: другой, естественно на Синае), и частичкам мощей Оптинских старцев.

Новый маршрут
Мы поблагодарили отца Пимена за рассказ, купили свечи, подали записки и продолжили путь. Мы решили обратно ехать другой дорогой через Бутовский полигон, хоть мы и не очень знали дорогу, но от этого наше путешествие становилось еще более интересным. В деревне Федюково мы свернули с основной дороги и, спустившись с горы, въехали в деревню Потапово. Но это не то Потапово, что рядом с нашим Храмом, хотя сравнительные аналогии между отдельными фешенебельными постройками были вполне уместны…

Выехав из деревни, остановились на перекус. Тут мы смогли оценить качество пирожков, купленных в монастыре, и булочек, испеченных тетей Лолой. Подкрепившись, отправились в путь. Хоть и накапливалась усталость, и даже прошел небольшой дождик, мы чувствовали, что с каждым оборотом колеса приближаемся к дому. Позади оказался коттеджный поселок Суханово и деревня Боброво, после чего сквозь серые тучи на фоне проявившегося голубого небосвода открылся вид на белокаменный Храм с золотыми куполами.

Очередной привал мы сделали у почти родного для нас Храма Новомучеников и Исповедников Российских на полигоне. Фото у Креста и Храма на память. Помолились – и снова в путь. Теперь мы выехали к станции Бутово с другой стороны, по пути успев полюбоваться радугой. В Южном Бутове, вдоль линии метро, у нас открылось второе дыхание. Словно и не было 35 километров пути. У станции Бунинская Аллея мы сделали последнюю остановку, чтобы поблагодарить Господа за то, что дал нам сил преодолеть новый и очень интересный маршрут, побывать в еще одном святом месте, которых, оказывается, так много в наших краях, и находятся они рядом с нами.

Затем мы разъехались по домам, чтобы… снова встретиться в Храме на всенощной.