24 октября 2009 года состоялась наша традиционная в начале учебного года поездка к прп. Сергию Радонежскому. Сначала наши учащиеся не очень спешили записываться, ведь каждый год мы бываем в Лавре, но за неделю до отъезда народ, как говорят, повалил. Пришлось нанимать два автобуса. И хотя места свободные были, но управлять 80-ю людьми было не просто. Заранее был составлен план*, который нужно было воплотить в жизнь, что весьма сложно, учитывая наши пробки на дорогах. Но пробки преодолевались весьма эффективно, так что появилась надежда на претворение наших планов в жизнь, но все же этого достичь не удалось совсем по другой причине — о ней попозже.

Первым местом поездки было село Радонеж. Один автобус все-таки умудрился проехать мимо нужного поворота, поэтому лишь половина учащихся смогла побывать на месте древнего поселения, где отроком жил прп. Сергий (тогда ещё -Варфоломей).

Оперативно сфотографировались около памятника работы Клыкова и поехали в Хотьково догонять первый автобус, чтобы помолиться родителям преподобного Кириллу и Марии. Оказалось, что службы теперь проходят в Никольском храме, где находятся и мощи преподобных. Каждый раз, когда едешь в Лавру, готовишься к поездке, читая соответствующую литературу, узнаешь или заново открываешь какие-то ранее не замеченные детали и удивляешься своему невниманию. Вот и на этот раз узнал (вспомнил), что преподобные Кирилл и Мария ещё до общецерковного прославления трижды помогали местным жителям избавиться от холеры, и поэтому им молились как местно чтимым святым. Из графика мы чуть не вышли, когда потеряли один автобус: он без предупреждения уехал на другую стоянку. Найдя пропажу, тронулись в Лавру. Всю дорогу, пока ехали, экскурсоводы усилено работали языком и извилинами, вспоминая то, что позабыли с прошлого года.

Ну, вот и Лавра! По традиции фотографируемся у памятника прп. Сергию и идем к нему самому. И вот тут мы действительно застряли в пробке: почти два часа стояли под мелким дождем в очереди, дабы приложиться к его мощам. Но не просто так стояли — молились, читая акафист. Кто-то успел и в лавку сходить, записки написать, пообщаться. Даже у наместника, архиепископа Феогноста, взять благословение сумели, благо он тоже пришёл приложиться к преподобному.

График был нарушен ровно на час, поэтому экскурсию по Лавре пришлось перенести(как потом выяснилось — на следующий год), и мы почти побежали в ЦАК МДАиС. Это академический музей так называется. Нашей паломнической дружине, вытянувшейся на сто метров, везде радостно удивлялись, в том числе и заждавшиеся нас семинаристы. Они разбили Воскресную школу на 2 группы: «малых и не очень» и повели в музей. Полчаса — а впечатлений масса. Опять что-то узнали новое или хорошо забытое старое, ведь в ЦАКе мы не были уже года два.

После музея и Покровского академического храма спешим на бесплатную трапезу в странноприимный дом. Приходим с опозданием, нас уже давно ждут, почти все остыло, нами не очень довольны.… Но вот мы покупаем все оставшиеся в трапезной пирожки, дружно поем «Отче наш», и настроение у всех улучшается.

После трапезы оставалось менее часа до службы. Кто хотел, прослушал краткую наглядную историю Лавры в исполнении директора Воскресной школы, кто-то решил окунуться в святой источник, а кто-то просто побродить по Лавре и её многочисленным лавкам.

На службе мы побыли минут сорок — до чтения паремий, но думаю, что и этого хватило, чтобы проникнуться торжеством древнего знаменного распева, который весьма часто звучит в Лавре. Дай Бог, чтобы и слова молитвенного пения, а не только мелодия, дошли до наших сердец.

Выехали почти вовремя, но обратно пробки были побольше, и мы немного запоздали — на полчаса. Дорогой вспоминали увиденное и размышляли о неисповедимых путях Господних, Который ведет нас ко спасению, лишь бы мы этому не особо сопротивлялись.

Программа выполнена, теперь можно и по домам. Слава Богу за всё!

* Распорядок(приблизительный) паломничества в Свято-Троицкую Лавру 24 окт. 2009 года.