27 октября 2007 г. ученики нашей Воскресной школы числом 50 человек отправились на автобусе в духовный центр России – Троицкую Лавру, основанную в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Надо сказать, что путешествие к преподобному Сергию в октябре или начале ноября стало традицией нашей школы, так как, во-первых, преподобный Сергий является покровителем учащихся, а во-вторых, имя преподобного носит наш настоятель о. Сергий Тришкин. И, конечно, Лавра – это такой кладезь культуры и духовности, что посещение её необходимо всякому русскому человеку.

Дорогой директор школы Виктор Олегович и учитель истории Наталья Георгиевна напомнили паломникам житие преподобного Сергия и историю Лавры. Планы наши были большими — помимо Лавры хотелось посетить один из дальних источников около села Малинники и церковный музей, находящийся на территории Духовной академии. Но, как гласит народная мудрость: « человек предполагает, а Бог располагает».

Приехав в Лавру, первым делом пошли поклониться преподобному, попросить у него помощи. Троицкий собор, где покоятся мощи прп. Сергия — самое древнее из сохранившихся сооружений Лавры. Он построен в 1422 году, а расписан был самим Андреем Рублевым. К преподобному уже стояла большая очередь, каждый нес к нему что-то свое наболевшее. Иеромонах стоял у раки с мощами и читал акафист, люди подпевали: «Радуйся Сергие, скорый помошниче и преславный чудотворче». Около получаса стояли на улице, некоторые дети немного подзамерзли и зашли в храм пораньше — там так тепло и таинственно. Горит множество свечей, старинные закопченные от времени росписи и иконы смотрят на нас из прошлых столетий, словно спрашивают: кто ты, пришедший сюда, зачем приехал к преподобному: по делу или так – из праздного любопытства. Иностранцы ходят и смотрят на нас, не понимая, зачем это русские столько времени стоят, чтобы поцеловать гроб, где лежит давно уже умерший человек. А мы потихонечку приближаемся к Сергию, кладем земные поклоны, целуем стекло, под которым лежат мощи нашего великого святого, ставим свечи, подаем записочки о здравии наших родных батюшке, стоящему у раки и отходим, чтобы дать возможность и другим приложиться к святыне.

Неожиданно нам повезло – дежурный в храме послушник согласился открыть для нашей Воскресной школы Никоновский придел и Серапионову палатку — пристройку к Троицкому собору, где сейчас находится множество святынь: мощи святых угодников, в том числе десная рука первомученника Стефана, косточки мощей апостола Андрея Первозванного, Василия Великого. Здесь раньше находилась келья преподобного, где ему явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Не хотелось уходить из такого святого места, дети читали и читали имена святых, мощи которых собраны в таком маленьком помещении. Но надо было идти дальше – в Трапезный Сергиев храм ( построен в 1692 году), чтобы подать записки на поминовение. Пока ожидаем своей очереди, дети находят себе занятия: кто-то гуляет рядом с храмом, кто-то рассматривает фрески.

Идем дальше. Смотрим соборы: вот огромный Успенский – его построили при Иоанне Грозном. Вот шатровая церковь Зосимы и Савватия 1638 года, вот маленькая Смоленская церковь середины 18-ого века, а вот огромная колокольня 1770 года постройки, где висит самый большой 72-х тонный колокол России «Царь». И вот нечаянная радость — нас вышел благословить архимандрит Трифон, удивительный батюшка, он собирает травы и лечит ими приезжающих к нему за помощью. Отец Трифон к тому же окормляет заключенных. Он одаривает нас детскими книгами и просфорами, радостью светятся его глаза, но он говорит, что много сейчас в миру разврата, и чтобы мы поменьше поэтому смотрели телевизор, а лучше только православное видео.

За святой водой пойдем на Пятницкий колодец, находящийся около Лавры. Кругом идет торговля сувенирами, но нам некогда – главное святая вода. Колодец этот расположен на месте первого источника, который извел Сергий Радонежский, когда братия его монастыря роптала на то, что поблизости нет воды. Набираем воду, молимся и идем на другой Лаврский источник, находящийся у противоположной стены монастыря.

Здесь же расположена купальня. А мы ведь так хотим окунуться в святую воду. Но в Малинники нам уже не успеть, да и отец Трифон не советовал ехать туда: дорога после дождей грязная, можно и застрять. Ну что же, святая вода она и здесь святая. Встаем в очередь в купальню. Женщины – вперед, а мужчины как всегда уступают дорогу слабому полу – пожалуйста, водичка хорошая – около 5 градусов. Из купальни доносятся детский смех и всплески воды. Ну, вот и мы, мужчины заходим. Что-то уже и не так хочется купаться. Но кто-то смелый спустился первым и трижды, перекрестившись, погрузился под воду. Опять возникает очередь, даже в ледяную воду. Да, иностранцев бы сюда. Нет, не поймут они нас: чтобы добровольно в холодную воду, да еще толкаются: «я впереди вас стоял, пропустите»! Когда заходишь в воду, происходит как бы разделение сознания: то есть – с одной стороны ты не хочешь, а с другой все же заходишь в ледяную воду, т.е. ты это вроде уже и не совсем ты. Да так оно и есть — ты теперь немного другой, преодолевший себя, ставший ближе к Богу.

Мальчишки разделись, но боятся спускаться. Ну что же, поможем: а ну-ка иди сюда. Один, второй, третий окунулись, хоть и по одному разу. Теперь стоят довольные: вот мы какие смельчаки! Светит солнце, погода разгулялась, словно радуясь за нас.

Зазвонил, а точнее – загудел колокол, созывая русский народ на Всенощную. Ах, как хотелось бы помолиться в Лавре, но водитель напоминает о том, что пора ехать в Москву. Что поделаешь — пора так пора. До Москвы едем быстро, почти без пробок, дорогой доедаем то, что взяли с собой или купили в Лавре, кто-то сладко заснул, не обращая внимания на речь Виктора Олеговича, который пытается напомнить, что же мы посетили и видели сегодня. Но он не обиделся, потому что все были довольны поездкой, а ведь это главная награда для экскурсовода.
Директор, он же экскурсовод Владимирской Воскресной школы Зверев В.О.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ

27 октября наша Воскресная школа отправилась в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Сначала мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком храме. Затем мы прошлись по территории Лавры. На территории Лавры находятся разные храмы: Иоанно-Предтеченский надвратный храм, Троицкий храм, Трапезный (или Сергиев) храм, Успенский собор, построенный Петром 1, около которого находится усыпальница рода Годуновых, Смоленский храм, Духовская церковь. Еще на территории Лавры есть Духовная Академия и Семинария, в которых учился наш любимый батюшка Сергий. Длина стен Лавры составляет полтора километра. Десять башен окружают Лавру, каждая имеет свое название. Также мы посетили источник, который забил из земли по молитвам преподобного Сергия. Источник назвали в честь святой Параскевы Пятницы. После источника Параскевы мы направились к источнику преподобного Саввы Сторожевского, любимого ученика преп. Сергия Радонежского. Мы окунулись, набрали святой воды и пошли к автобусу. Надо было возвращаться домой. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Валя Тришкина, 11 лет.

Я был в Троице-Сергиевой Лавре. Мне очень понравился источник Параскевы Пятницы. Из этого источника любой путник может попить святой воды.
Ушеренко Егор, 7 лет.

В субботу мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Там мне больше всего понравилась колокольня. Она очень высокая. Если хочется увидеть ее верхушку, приходится поднимать голову. На колокольне очень красивые часы. Еще мы приложились к мощам преподобного Сергия, походили по Лавре, прошли к источнику, который преподобный создал, помолившись и стукнув своим посохом. Мне очень понравилось купаться в источнике. Вода там холодная, но я купалась еще в более холодной. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
Тоня Тришкина, 12 лет.

…В поездке нам рассказывали про детство преподобного Сергия. В детстве его звали Варфоломей, в честь апостола Христова Варфоломея. Узнали мы о монашеской жизни преподобного. Как благодаря молитвам преподобного Сергия князь Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве в 1380 году. Еще перед битвой Дмитрий с войском пошел за благословением к преподобному Сергию. В Троице-Сергиевой Лавре мы приложились к мощам преподобного Сергия, к деснице святого первомученика Стефана, к частице мощей святого апостола Андрея Первозванного, к мощам архимандрита Дионисия и к другим святыням. Мы получили благословение насельника Лавры, отца архимандрита Трифона и отправились дальше. Побывали на источниках святой Параскевы Пятницы и преподобного Саввы Сторожевского. Почти все, ребята и взрослые, окунулись в купели, которая находилась рядом с источником. Я думаю, что всем понравилась паломническая поездка. Хотя некоторые из нас уже не раз бывали в Сергиевом Посаде и Лавре, но дважды послушать даже очень полезно. Как говорится: «Повторение — мать учения».