Паломничество по Русскому Северу

Фоторепортаж

Туристы или паломники?

В конце весны этого года мы с женой и двое наших друзей совершили путешествие, о котором долго мечтали, - на Валаам. Был типовой туристский водный круиз Санкт-Петер-бург – р. Свирь – Кижи – Петрозаводск – Валаам – Санкт-Петербург, выбранный нами, конечно, ради Валаама. Пятидневное путешествие было очень интересным, но не о нём здесь речь. Хочется рассказать о том, что мы неожиданно, как бы невольно, стали на несколько мгновений паломниками, чуть-чуть (к сожалению) паломниками. Вот об этих моментах и будет рассказ. Зачем? - спросите вы, ведь есть настоящие паломники и их отчёты. Отвечу так: мой опыт показал, что, может быть, и каждый другой верующий даже в туристской поездке может почувствовать себя немного паломником, когда на него нисходит Божья Благодать.

Первым открытием для нас был Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, расположенный где-то на полпути по реке Свирь, питающей Онежской водой Ладожское озеро, километрах в пяти севернее реки, в деревне Старая Слобода (по-другому, пос. Свирское), на берегу Рощинского озера. До того момента мы ничего об этом монастыре не знали, как не знали и о святом преподобном Александре Свирском – тоже открытие: ведь, оказывается, это единственный человек после Авраама, кому было Явление Бога – Троицы (1508 г.). И по велению Его он построил здесь Троицкую церковь, сначала деревянную, и лишь позже превратившуюся в каменный собор. Не буду здесь приводить житие преподобного Александра, рассказывать о его духовных подвигах и чудесах, о его святости и нетленности его останков - всё это очень удивительно, но об этом можно прочитать (много есть и в Интернете). Расскажу, что мы испытали в этом чудесном месте.

Этот мужской монастырь, с началом истории в 15 веке, строился и развивался как два ансамбля или монастыря: собственно Троицкий монастырь и рядом с ним (в 130 саженях или менее 300 м) Спасо-Преображенский монастырь. За огромный, полутысячелетний период существования в жизни монастыря были расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, погромы, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки 19-го века называли обитель Северной Лаврой (или Олонецкой Лаврой), ей подчинялись десятки других монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов.

Вот мы подходим к стенам первого, Троицкого монастыря - на фото справа, а на фото внизу вид на этот же монастырь из ворот противостоящего Спасо-Преображенского.

Многие его строения уже отреставрированы - вы можете видеть эту красоту - но трапезные палаты ещё несут на себе следы бытия его в качестве психбольницы. И там братия ещё не обитает, хотя главный храм – Свято-Троиц-кий собор – действующий. Другие два храма этого монастыря пока не восстановлены. Из внутренних строений на этих наших снимках можно видеть главный - Троицкий собор (каменный с 1695 г.), Покровскую церковь, построенную самим преп. Александром (1533 г.), и красивейшую Трёхшатровую звонницу – и всё это 16-17-е века! (кстати, звонница нашего нового храма Пантелеимона очень похожа на эту).

В соборе сохранились уникальные фрески - росписи костромских мастеров и иконостас с иконами конца 17-го века. И вот перед этим древним иконостасом удивительной красоты к нам вышли три монаха, молодых и статных, и вдруг, неожиданно для нас, запели – потрясающие духовные песни. Я люблю такое пение, часто слушаю его, есть у меня и записи некоторых произведений, но такой благости я никогда не испытывал. Группа туристов замерла в оцепенении. На нас тихо снизошла Благодать. Потрясённые, мы тоже тихо покидали храм, а я не смог не купить у этих скромных и достойных людей диск с записями их пения.

Вышли из одного святого места и пошли к другому - монастырю напротив, что в 130 саженях, - Спасо-Преображенскому. Вошли в ворота, которые можно видеть на фото справа, и вдруг очутились среди невообразимого благолепия и красоты.

Перед нами Храм Преображения Господня или Преображенский собор (первоначально, с 1533 г. – деревянный, а с 1641 г. - каменный) - снимок внизу.

Один из его приделов возведён во имя св. Александра Свирского (на средства царя Федора Иоанновича), в нём, в каменной гробнице, в серебряной раке почивают его нетленные (!) мощи, укрытые покровами, подаренными Федором Иоанновичем и Борисом Годуновым, приезжавшими сюда на богомолье (кстати, сюда приезжал и Пётр I).

Мы, правда, не попали в сам собор, но для первого раза нам было достаточно и той Божией благодати и красоты, которые, как будто, разлиты в этом благословенном месте. Это полностью отреставрированная и действующая часть Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря: там живут и трудятся его насельники - монашеская братия, действуют все монастырские службы, способствующие выполнению предназначения этих подвижников веры (монахов, послушников и трудников).

Позже я прочитал в Уставе этого монастыря, что «…целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства…». Должен отметить, что благодать Божия здесь, несомненно, ощущалась. Особые впечатления к общим нашим ощущениям добавили три момента.

Во-первых, рядом с монастырскими воротами стоит небольшая часовня (на верхнем фото - под зелёненькой крышей). Эта часовня построена (19-й век) на том самом месте, где было явление Святой Троицы Преподобному. В ней и сейчас служатся молебны, но мы не попали в нужное время. Я вообще, по недомыслию своему, не пошёл с другими внутрь, решив это время отдать книжным развалам в церковной лавке рядом. А вот жена пошла туда и ощутила там что-то необычное. Уже позже прочитал, что “в часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека - ощущения пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком”. И жена, кстати, поддалась этому воздействию и, как поступают многие паломники, набрала в носовой платок горсть песка, насыпанного на месте Явления.

Во-вторых, мы побывали в Надкладезной водосвятной часовне, расположенной рядом с монастырскими воротами снаружи и видной на снимке спра-ва. Она воздвигнута в 1791 г., на месте колодца, вырытого руками Преподобного. Колодец этот восстановлен, но пока пить воду из него нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка. Но в часовне проводятся водосвят-ные молебны – освящается обычная вода, и нам удалось при-сутствовать на таком молебне. Прослушали службу, которая показалась очень светлой в устах двух монахов, и унесли с собой вожделенную освященную воду, которую пили затем, растягивая на всё время путешествия.

И последний удивительный момент. С территории монастыря виден далеко за Рощинским озером какой-то одиноко стоя-щий скит.

И оказалось вдруг, что это часовня (или церковь?) Пантелеимона (!) Это было как лёгкое потрясение: жемчу-жина в “глухом” углу Русского Севера. Чтобы ёе лучше разглядеть, я снял её под другим ракурсом и увеличил – получилось то, что вы видите на снимке внизу.

Служба бывает там только один раз в году – естественно, 9 августа. Добраться туда нам было невозмож-но в рамках нашего расписанного по часам путешествия. Может быть, когда-нибудь ещё и удастся, если будет благословение Господа. Но нигде подробностей об этой обители я не нашёл.

Так соединились в одном путешествии и прикосно-вение к древней истории Руси (эта земля меж Ла-догой и Онегой входила когда-то, в 12-13 вв., в состав Новгородской земли), и прикосновение к духовным корням рус-ского народа (древней-ший центр православия и духовного подвижничест-ва русских людей).

И здесь мы также встретились, пусть на дальнем расстоянии, с нашим покровителем Пантелеимоном. Вы заметили, как тепло светит луч надежды из этой обители? Посмотрите.

Далее, по плану поездки, были Кижи. Но, то ли мы сами были внутренне не готовы, то ли погода не способствовала (мелкий холодный дождь при не очень соответствующей экипировке), то ли плачевное состояние известной на весь мир деревянной церкви (никак не восстановится), то ли неяркие пояснения экскурсовода (из Петрозаводска) – но там мы не почувствовали благодати. Поэтому рассказываю о следующем явлении, в Валааме.

Покинув Онегу через р. Свирь, наш лайнер устремился на север Ладоги и в Никонов-ской бухте Валаамского архипелага бросил якорь. Далее можно было пешком несколько часов добираться до главной цели нашего путешествия, но мы воспользо-вались небольшим катером, который обогнув Валаам с запада, доставил нас в Монастырскую бухту, где и находилась наша цель - Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Уже в ходе этого перехода нас стала обво-раживать окружающая суровая красота: безбрежная морская гладь слева и каменистые, скальные берега острова справа, хвойные леса по ним и то и дело притягивающие взгляд маковки часовен и скитов, вот как на снимке справа.

Высадившись на скромной местной пристани и пройдя сквозь ряды сувенирных лавок, мы стали подниматься по длинной (66 ступеней) каменной лестнице на скалу. И вышли на площадь, где перед нами открылась неповторимая красота монастыря – фото слева. А до него – дивные исторические памятники: стела с именами царствен-ных особ (начиная с Петра), которые способствовали становлению и возрождению монастыря после всех разгромов, двойная часовня – с одной стороны Богоматери, с другой – Александра Невского…Нет возможности приводить фотографии этих рукотворных чудес.

Вот мы вошли внутрь внешне-го каре и слушаем пояснения гида. Затем, предупреж-дённые о недопустимости снимать внутреннюю часть монастыря, входим через главные ворота (на левой части фото) во внутренний двор, где нам открывается сам собор, Спасо-Преображенский, показанный на снимке внизу.

Относительно истории монастыря есть несколько версий: легендарная (крест на Валааме установил ещё апостол Андрей Первозванный), более историческая (10-й век) и документально-историческая (14-й век). После ряда погромов со стороны шведов восстановление этой древней обители началось в 18-м веке (с Петра и Елизаветы), а каменное строительство - в конце 18 – начале 19 века.

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман. Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях, в большинстве утерянных; так, древний синодик Валаамского монастыря после разорения обители в 1611 году хранился в Староладожском Васильевском монастыре а древний Валаамский монастырский архив находится ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, основанном выходцами отсюда (сохранился сборник "Чудеса преподобных Сергия и Германа с 1839 года по 1895 год"). Мощи этих чудотворцев покоятся в соборном храме.

Монастырь – мужской ставропигиальный, то есть его настоятелем является сам Патриарх. И рядом с главным храмом недавно воздвигнут памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который здесь часто бывал (а недавно, уже после нас, его посетил и Патриарх Кирилл, вероятно, не впервые).

Видимый на снимке соборный храм, Спасо-Преображенский, имеет две церкви: нижнюю, зимнюю, отапливаемую, и верхнюю, летнюю – по внутренней архитектуре они совсем разные (нижняя – русский стиль, а верхняя несёт влияние западных стилей, Ренессанса).

И вот, когда мы слушали среди этого благолепия рассказ экскурсовода, я увидел, как в одном из приделов храма иеромонах и три монаха служили кому-то поминальный молебен. И какая-то сила повела меня к ним, я встал невдалеке и смиренно слушал, а как закончился молебен, она же подтолкнула меня к священнику: “Подойди, попроси благословения”. Преодолев смущение и табу (к монахам не дозволено подходить и мешать им), я подошел и попросил благословения. И получил его!

Понятно, что после того я шёл далее каким-то изменённым, что-то произошло – мне казалось, снизошла Благодать.

Потом были ещё моменты чудесного мироощущения. Например, около и внутри Красного скита – чудесного благолепного комплекса храма и палат, в которых, правда, сейчас не обитают монахи, а только паломники, в основном, как говорят, скандинавы. Но храм - действующий – см. на снимке справа. И в нём кроме верхней церковки, есть и так называемая пещерная церковь, где мы тоже любовались и прекрасным иконостасом, и изумительными изразцовыми колоннами с иконами Спаса и другими…

В общем, всех красот Валаама не перечислишь. Кто там не был, тот много теряет.

И в заключение, мы уже в Санкт-Петербурге, около знаменитого Храма Спас-на-Крови (слева).

Умилённые и благостные, мы, туристы и немного паломники, готовимся вернуться в Москву…

Мы с женой были впервые в таком путешествии, а наши друзья, бывалые туристы, были здесь уже раньше и, тем не менее, узнав о нашей мечте, и сами захотели вновь поехать, и нам помогли. Кстати, они не верующие, во всяком случае, не воцеркóвленные, но с благочестием посещали эти храмы нашего Русского Севера.

Удастся ли и нам вновь там побывать?! Надеемся.

Р. Б Евгений.  (carchin@yandex.ru)

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина