|
|
Неделя о расслабленном 27 апреля / 10 мая 2009 г.Проповедь в неделю о расслабленном
Ин., 14 зач., V, 1-15. 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. 3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Мы сейчас читали с вами Евангелие, начало которого произносится каждый раз на водосвятном молебне перед освящением воды. Мы услышали о том, как небесная сила может изменять естество воды так, что она становится целебной. Когда мы читаем молитву на освящение воды, Господь невидимой силой ангельской преобразует ее естество и делает ее святой водой. То есть такой водой, которая имеет благодатное свойство помогать нашей душе в стяжании Царства Небесного и жизни вечной. Но сегодня в Евангелии мы читали о том, что происходило около Овчей купели после того, как ангел Господень сходил на эту воду и делал ее целебной. Около купальни, о которой говорится в Евангелии, лежало множество людей. Им было известно, что раз в год на эту купальню нисходит Ангел. И кто первый залезал в эту купальню, тот исцелялся от любой болезни, какая бы она ни была. Мы прекрасно представляем, что происходит, когда огромное количество народу стоит вокруг купели, ожидая того, что должно случиться. Конечно, возникает страшная давка, и единственным исцеленным оказывается лишь тот, кто первый успевает туда залезть. Остальные остаются ни с чем. И, конечно же, вокруг купели собиралось гораздо больше народу, чем число лет жизни человеческой, чтобы каждый из болящих мог хоть раз войти в эту купальню и исцелиться. И вот перед нами расслабленный человек, о котором повествуется в Евангелии и в честь которого названа неделя, празднуемая сегодня Церковью. Он тридцать восемь лет болел и очень долго хотел исцелиться в Овчей купели. Поначалу, скорее всего, у него был какой-то порыв, он имел какую-то надежду, что все-таки сможет войти в нее. Но со временем его надежда таяла. Когда Господь подошел к нему, он сказал, что не имеет человека, который бы его взял и опустил в эту купальню, когда туда сходит ангел. То есть расслабленный уже не надеялся на свои силы. Он знал, что только кто-то другой смог бы ему помочь, взяв его и окунув в эту купальню, чтобы он исцелился. Но совпадение этих двух событий было совершенно невероятным: чтобы такой человек оказался рядом, и чтобы он смог пронести расслабленного к купели первым. Поэтому надежды на исцеление у него почти не осталось. Но он, тем не менее, лежал на своем одре около этого святого места, и ждал. Ждал и все-таки надеялся, и верил, и молился, что святость этого места даст ему какие-то силы, может быть, освятит его, или даст ему что-то еще. Этот человек тридцать восемь лет ждал того, что сбыться не может и, тем не менее, дождался. Господь пришел и сказал: «Возьми одр свой и ходи». Просто велел парализованному человеку, у которого руки и ноги расслаблены сделать то, что ему самому сделать было невозможно. И он с Божьей помощью и с Божьей силой сделал это: он взял одр свой и пошел. Без того воздействия ангельской силы, дававшего раз в год одно исцеление, которого все ожидали, и к которому все привыкли. Этот человек дождался самого Бога, который есть Источник всяких чудес и вообще всей жизни на земле. Он дождался Его непосредственного вмешательства в свою жизнь. И он встал и пошел. В этом важный урок для нас, потому что в Ветхом завете, как правило, говорится о физических исцелениях, и не упоминается о каких-то душевных преображениях человека. Но Ветхий Завет – это прообраз Нового Завета. Поэтому то, что говорится об исцелениях телесных, Святые Отцы, как правило, толкуют в смысле исцелений душевных. Они проводят параллель между телом и душой. Как и тот человек, мы с вами на самом деле расслабленные в смысле наших душевных качеств. Мы с вами можем это почувствовать сейчас, после Великого Поста. Во время Поста мы напрягали силы, душа у нас собиралась, и мы больше молились, больше следили за состоянием своей души. Мы боролись со своими страстями гораздо более активно, чем в другое время, и призывали имя Божие нам в помощь. Но вот прошел Пост, прошли праздники, прошла Пасха. И не зря именно сейчас Церковь читает это Евангелие. Мы на себе можем понять, что такое духовная расслабленность, которая нами овладевает после духовного напряжения. Она сейчас видна нам воочию на своей душе. Бывает так, и дай Бог, чтобы с нами этого не случилось, что все накопленное в период Великого Поста, вся радость Пасхи из-за этого духовного расслабления теряется. И из-за этого человек оказывается в еще худшем духовном состоянии, чем он был до Великого Поста. Это расслабление мы с вами знаем, мы его чувствуем. Если во время Поста мы сдерживали свой гнев, свое раздражение, то сейчас все это вылезает наружу. Если мы сдерживали какие-то свои похотные движения, то сейчас это тоже вылезает наружу. Если мы сдерживали стремление к удобству, к телесной радости, к телесному покою во время Поста, к чему нас призывала Церковь, то сейчас все это как бы сходит на нет. Но наш малый подвиг Великого Поста не должен сходить на нет. Нам надо стремиться остаться на той ступени, на которую мы взошли в течение Великого Поста. Но, к сожалению, многие с нее сходят, и Церковь нам напоминает о том, что эта наша расслабленность нуждается в исцелении. И Господь на примере расслабленного около купальни показывает нам, что человек, насколько бы он ни опускал руки от своих грехов, насколько бы они его ни мучили, насколько бы ни терзали, он может получить исцеление от этих грехов, если у него есть движение и стремление к тому, чтобы от них избавиться. Но это может случиться не тогда когда человек хочет, не тогда, когда он этого ожидает, а лишь тогда, когда сам Господь придет к нему и даст исцеление. И Господь призывает нас к тому, чтобы мы не расслаблялись. Если у нас есть грехи, те греховные наши слабости, которые мы имеем в своей душе, то мы не должны опускать руки и прекращать борьбы с тем, чтобы их преодолеть. Потому что только полностью расслабленный человек перестает бороться с грехами, а в таком состоянии к нему не может приблизиться Господь. Он может помочь тому, кто движется, кто сам идет к своему спасению. Такому человеку Господь помогает и протягивает ему руку и дает исцеление от его грехов. Это происходит в тот момент, когда Он видит, что человек к этому готов. И поэтому готовность к тому, что Господь придет к нам и поможет, должна быть у нас постоянно. Наше дело – идти до конца и не расслаблять своей духовной силы в борьбе со своим грехом. Господь сам знает, когда к нам придти и избавить от этого греха. И вот что еще приходит в голову при чтении этого Евангелия. Это касается причины тяжкой телесной болезни. Человек тридцать восемь лет болел, не теряя веры в Бога и надеясь, что только Господь его исцелит. И через тридцать восемь лет Господь его исцелил. Но потом, встретив его в храме, Он сказал: «Иди и больше не греши». Этим ясно было сказано, что источник той болезни – грех. Человек когда-то согрешал, и в результате получил свою болезнь и тридцать восемь лет жил в таком болезненном состоянии. Но при этом он изживал тот грех, который привел его к телесной болезни. Мы просим иногда исцеления, избавления от каких-то скорбей, от тягот в нашей жизни. Но мы не всегда получаем того, что просим, хотя и молим Бога об избавлении от тягот. Вот даже апостол Павел свидетельствует, что в нем сидело такое жало в плоть – ангел сатанин. И это у него, у апостола Павла, великого человека, просветившего всю Вселенную! Это была некая телесная болезнь, о природе которой нам достоверно неизвестно, но которая постоянно присутствовала в жизни апостола Павла. И когда он трижды просил Господа об избавлении от этой болезни, Господь ответил, что достаточно ему той Благодати, которая дана ему Господом. Потому что сила Божия в немощи совершается. Апостол Павел получал такую помощь благодатную, которая превышала все те силы, которые бы он стяжал, окажись здоров и избавлен от этого жала в плоть, и которые бы он приложил для дела проповеди Христовой. Так всю жизнь свою апостол Павел носил в себе это жало, но делал с Божьей помощью то дело, к которому Господь его посылал. Что же касается расслабленного в купели, то Господь дал ему исцеление, и сказал: «Иди и больше не греши». Через тридцать восемь лет пришел Он к этому человеку потому что, наверное, лишь к этому времени тот полностью изжил в себе, в своей душе грех, приведший его к болезни. Когда Господь пришел к нему с исцелением, грех этот уже настолько изгладился из его души, что уже не мог к нему возвратиться, болей он далее или не болей. Но случись исцеление раньше, человек от радости, от восторга мог бы опять вернуться к своему греху. А через тридцать восемь лет, которые он провел в болезни, когда минул тяжелый и большой срок, целая человеческая жизнь, он избавился от этого греха, и следы его изгладились с его души. И именно в этот момент Господь дал этому человеку исцеление. Вот и нам Господь дает исполнение наших прошений тогда, когда мы готовы получить Его дар. Потому что иначе мы могли бы подумать, что здесь какая-то наша заслуга, что это какие-то наши человеческие усилия привели к исполнению нашего прошения. И продолжили бы грешить так же, как и раньше. Но Господь дает нам исполнение наших прошений лишь тогда, когда мы к этому готовы, и когда те грехи, которые привели к скорбям, избавления от которых мы просим у Бога, в нашей душе изглаживаются и уже не повторяются. Много можно было бы еще сказать по поводу этого Евангелия. Но, наверное, достаточно уже тех уроков, которые мы с вами получили, читая, толкуя и вникая в него. Дай Бог нам не пребывать в духовном расслаблении, дай Бог нам трезвиться. Потому что трезвение – это постоянное содержание жизни христианина. Если человек не пребывает в трезвении, не следит за своими грехами, то он неизбежно падает. Если мы не прилагаем чрезвычайных усилий в борьбе со своим грехом, то мы падаем вниз в своем духовном состоянии. Ну и конечно духовный наш пост нужен нам не для того, чтобы нам иногда напрячься, иногда расслабиться. Он нужен для того, чтобы нам потихоньку, по ступенечкам, с каждым новым постом подниматься все выше и выше. А промежутки времени между постами должны быть наполнены тем же трезвением, которое в нас присутствовало и вырабатывалось как навык во время Великого Поста. Это тот навык, который должен в нас укрепляться во время всех постов, что дает нам Святая Церковь. Аминь. Христос Воскресе! |
![]() |
|