|
|
Прп. Марии Египетской 23 марта / 5 апреля 2009 г.Проповедь на пятую неделю Великого поста, преподобной Марии Египетской
Мк., 47 зач., X, 32-45. 32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. 41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! На пятой неделе Великого Поста Святая Церковь празднует память великой грешницы, ставшей великой святой, которая именуется Марией Египетской. Ее обращение к вере и то, чего она достигла на этой стезе, показывает нам, насколько велика любовь Божия к людям. Насколько велика Благодать Божия, которая может возвести из самой глубины погибели, в которой пребывала Мария Египетская, до величайших степеней святости. Достигнув этих степеней, она могла спокойно пройти через реку Иордан, просто перекрестивши ее руками. Она могла предсказать, что произойдет через год. Сила ее святости повелела льву, подошедшему к ее бездыханному телу, отрыть ей могилу. Божья благодать может делать великие чудеса. В следующую неделю будет уже Вход Господень в Иерусалим, и сегодняшнее Евангелие повествует нам о людях, которые без благодати жили своими обычными человеческими представлениями и своими житейскими заботами. Мы читали, что уже, перед входом в Иерусалим Господь предстал перед своими двенадцатью учениками. Он их отозвал, как повествуется в этом удивительном месте Евангелия, и сказал, что надлежит Ему быть преданным архиереями и книжниками, и быть распятым на кресте, и в третий день воскреснуть. И говорил Он апостолам такие слова, которые в них не вмещались, потому что, сколько ни ходили они до того со Христом, так и не смогли они вместить его Истины. Евангелие повествует о том, что люди, которые были рядом с Источником Жизни, Источником Света, ходили с самим Господом Богом, так и не пропитались тем Светом Божественным, который от Него исходил. Даже апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которые оказались незадолго до того на горе Преображения, где им также говорилось о восхождении в Иерусалим, о страдании и распятии Христа, даже они воспринимали все происходившее совершенно по земному и по плотскому. Настолько велика сила представлений, полученных еще в детстве, что постоянные напоминания Господа о том, что «Царствие Божие внутрь нас есть», не были осознанны его учениками в полной мере. Ученики, даже самые любимые и близкие ко Христу, воспринимали это Царство как нечто земное. То есть как царство мессии, в понимании иудеев того времени. По этим представлениям, мессия должен был стать великим правителем всего мира, а иудейский народ должен был послужить ему опорой и помогать править земным миром. И вот в таком мире должна была воцариться справедливость, которой жаждали иудеи. Это представление о грядущем мессии было настолько глубоко вбито в головы современных Христу иудеев, что никак не могли они от него избавиться. Это было чисто земное понимание Царства Божия. И даже когда Христос говорил, что Ему надлежит быть преданным первосвященникам и книжникам и быть распятым, даже тогда будущие апостолы, ученики Христовы все равно воспринимали то Царство, к которому они должны были прийти, как чисто земное. И об этом также свидетельствуют те слова, с которыми обратились к Господу братья Иаков и Иоанн. Подошли они ко Христу и попросили, чтобы им вдвоем можно было сесть справа и слева от Него в Царствии Его. О чем говорит эта их просьба? О том, что мимо их ушей проходили все те слова, которые Христос им говорил, и они по-прежнему жили тем преданием, которое в них было заложено с детства. И Христос не стал их сразу как-то осаживать, а сказал следующее: «Да, ту чашу, которую Я буду пить, вы можете пить, и тем крещением, которым Я буду креститься, вы можете креститься, но кому сидеть справа и слева от Меня в Царствии Моем – это зависит от Отца моего Небесного». И ученики, те остальные десять учеников, которые были вместе со Христом, показали свою зависть к тем двум ученикам, которые были ближе к Нему – Иакову и Иоанну. Они показали этим, что и они тоже хотели бы быть вместе со Христом в Его Царстве, но опять же, понимая под этим царство земное. Таким образом, все ученики Господа думали о Царствии Христовом как о земном царстве мессии в понимании иудейском. И что удивительно, ведь все эти люди три года были рядом со Христом, перед тем как пришли с Ним в Иерусалим, когда Христос сказал им, что будет: «распнут Меня и только в третий день Я воскресну». И даже после Его воскресения они все еще ждали, что Он воцарится над всем миром, что станет всего лишь земным царем. Читая этот отрывок Евангелия, мы также удивляемся, когда вспоминаем, что стало затем с этими апостолами, которые шли со Христом. Они отдали всю свою жизнь и все свои силы за проповедь Христа уже после того, как Он воскрес, после того как вознесся на небо и Дух Святой снизошел на них. Ученики Господа, его апостолы стали совсем другими людьми, которые жили уже совсем другими представлениями. Все земное стало для них совершенно несущественным, настолько велико было их преображение. Если раньше для них было очень важно их земное состояние, то после осенения их благодатью все земное стало им совершенно безразлично. Все они как один готовы были отдать свою жизнь за Христа, за проповедь Евангелия, за исповедничество истинной веры. Благодать Божия делает с людьми чудеса. Человек, казалось бы, полностью потерянный, совсем грешный, под воздействием благодати делается совершенно иным. Это случилось с апостолами, когда они своими трудами, отдавши всю свою жизнь, и все свои силы, все свои умения, посвятили всю жизнь Христовой Истине. Это произошло и со святой Марией Египетской, которая сначала жила чисто земными, чисто плотскими, даже слишком плотскими интересами, но потом стала великой святой, для которой все земное оказалось совершенно никчемным. Даже одежда стала для нее совершенно ненужной. Полностью без одежды провела она в пустыне несколько десятков лет, покрываемая благодатью Божьей, защищаемая милостью Божьей. От этой милости одевалась она теплом, которое ограждало ее от стужи, зноя и всего, что было в этой пустыне. Как сказал Господь, «Ищите прежде Царства Божия и Правды Его, а все остальное приложится Вам». В какой-то мере мы в своей жизни, конечно, можем это ощутить. Когда мы читаем житие таких великих святых, как Мария Египетская, как святые апостолы, то видим, что на самом деле, если ищут люди Царства Небесного и Правды его, то все остальное им прилагается. Пусть ничего у них нет, никакого имущества, никаких денег и возможностей, но благодать Божия с ними присутствует. И они, живя вместе с этой благодатью, делают то, что повелевает им Господь, и обретают этим радость, которую даёт Он всем любящим Его, и которая покрывает их от всех физических недостач, от всех физических трудностей, сопровождающих нас всю жизнь. Господь даёт нам эти примеры, чтобы мы еще раз вспомнили и о нашем обращении, которое с каждым из нас было, и о благодати, которую в какой-то момент мы наверняка чувствовали в жизни. И мы понимаем, что человек, который живет без Бога, пускай даже исключительно честно, праведно и примерно, получает несравненно меньше, чем человек, который понимает свои грехи, кается и в этом покаянии живет вместе с Церковью. Господь сказал про Иоанна Предтечу, что по своей праведности он выше всех живущих на земле, но что последний в Царствии Небесном выше его. Когда человек живет вместе с благодатью, то возвышается ею настолько, что становится выше всяческих земных усилий по стяжанию праведности. К обретению этой благодати Господь нас и призывает, в том числе и в течение Великого Поста. Дай Бог нам хоть немножко почувствовать в своей жизни это веяние Благодати Божией, которая всегда пребывает рядом с нами, но ждет пока мы своим покаянием, своим смирением, своей любовью к Богу и трудами по стяжанию любви к ближнему откроем свою душу, чтобы благодать в нас вошла. И благодать, войдя в нас, даст нам ту радость, которую не дадут никакие земные радости и утехи. Ни плотские удовольствия, ни власть, ни что-то ещё, что хотели стяжать до обретения благодатного дара Мария Египетская и святые апостолы. Аминь. |
![]() |
|