|
|
О гадаринских бесноватых. 2 ноября / 15 ноября 2009 г.О гадаринских бесноватых
26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. 31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали повествование об удивительном событии, произошедшем, когда Иисус Христос перешел со своими учениками через Галилею, на другую сторону от Галилейского озера, в землю Гадаринскую. Его встретил бесновавшийся – человек, который был одержим бесами. Он жил не в городе, а в пещерах, естественным образом расположенных в скалах. По нашему пониманию, это было кладбищем, так как пещеры служили гробами, и в них хоронили покойников. В одной из таких пещер и жил этот бесноватый, потому что он не мог жить с людьми, не мог их терпеть. И когда Господь пришел на эту землю, бесноватый произнес бесовским голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Бесновавшийся человек говорил голосом беса, который в него вошел и который сказал правду о Господе. Христос повелел бесу выйти из этого человека, и когда Он спросил «Как тебе имя?», тот ответил «Легион мне имя». В этого человека вошло огромное количество бесов. И они просили Христа: «Ты хотя бы не мучь нас, но если выгонишь нас из этого человека, то пошли нас в стадо свиней, которые пасутся здесь рядом». Господь повелел бесам войти в свиней, и бесы вселились в большое свиное стадо, которое на глазах у всех пастухов бросилось в море и утонуло. Пастухи побежали в город и рассказали владельцам свиней, что произошло с их имуществом. И вот пришли жители страны Гадаринской и сказали Христу, что лучше Ему отойти от их пределов, потому что они не хотят Его здесь видеть. И только единственный человек, из которого Господь изгнал бесов, сидел в ногах Иисусовых. Он был хорошо одет и имел осмысленный взгляд. Его тоже видели эти люди, но, тем не менее, они прогнали Христа от своих пределов. Господь отошел от их страны, а этому человеку сказал: «Иди в град свой и проповедуй, что сотворил тебе Бог». Такое повествование нам дает сегодня Церковь, показывая нам реальность той злой силы, той бесовской силы, которая противостоит Богу. Сила эта восстала против Бога с момента грехопадения Денницы, когда он и часть ангелов отпали от Бога и стали бесами. Когда они отошли от Бога, то та бесконечная благость, которая в них была, превратилась в бесконечное зло. И те силы, которыми были наделены эти существа бесплотные, когда они были с Богом и служили добру, после падения оказались направлены на зло и на уничтожение. Бесы присутствуют около каждого из нас. Апостол Павел говорит, что бес «яко лев рыкающий ходит, ища кого поглотить». И только сила Божья не дает им делать то, что они могли бы сделать. Серафим Саровский в свое время говорил Мотовилову, что бесы столь страшны и ужасны, столь велика у них сила, что самый маленький из них может одним своим мизинцем перевернуть всю землю. Настолько велика их сила, но и настолько она ничтожна перед силой Божьей, которая нас от них ограждает. И только когда люди сами отходят от Бога, тогда Господь попускает этой силе злой действовать в мире, действовать на человека для того, чтобы привести его, в конце концов, к вечному спасению. Потому что наша земная жизнь, в которой мы иногда и страдаем, и мучаемся, и терпим поношения и гонения, кратковременна. Земная жизнь – это подготовка к жизни вечной, и мы здесь учимся жить по законам жизни вечной, жизни Божественной, жизни ангельской. Не просто так бесы вселяются в человека. Прежде чем это происходит, человек проходит какой-то путь, делая свой выбор. Это может быть путь к святости, но это может быть и путь к беснованию. На пути каждого из нас встречаются такие моменты, когда мы делаем нравственный выбор. Мы делаем выбор либо в сторону добра, либо в сторону зла. Это может быть очень маленький выбор: обмануть или сказать правду, простить или отдаться своей раздражительности, мстительности и так далее. Но с каждым таким шагом наша душа либо приближается, либо отдаляется от Бога. И если мы делаем в какой-то момент нравственный выбор в сторону своей похоти, своих страстей, то есть в сторону бесовскую, то мы падаем на одну ступенечку вниз. И для того чтобы подняться обратно, нам нужно сделать в два раза больше усилий или даже сверх того. И вот каждый такой неверный шаг приближает человека к бесовской одержимости, потому что когда мы сделали один шаг по направлению к бесам, то дальше нам гораздо легче сделать следующий шаг. Если мы один раз обманули и нашли себе оправдание, то второй раз нам обмануть гораздо проще. Если поддались своему гневу и раздражению, то второй и третий раз не сдержаться гораздо легче, и мы с этим уже не боремся. И та злая сила, которая тянет нас, очень сильна, и мы сами можем на себе это почувствовать. И лишь наши чрезвычайные усилия и взыскание помощи Божьей могут остановить такое движение вниз. Когда, делая свой выбор, мы избираем добро, то нам нужно не только приложить все свои духовные и нравственные усилия, но и обратиться к Богу, чтобы эти усилия совершить. Потому что даже если мы делаем шаги по направлению к Богу, то они могут быть омрачены нашим самомнением, нашим тщеславием. Мы начинаем думать про себя, что совершили какой-то большой поступок, что сделали какое-то хорошее дело. Господь же нам сказал, что если делаете доброе дело, то делайте его, как рабы неключимые, которые ничего не значат, которые делают только то, что им положено. Только если мы будем совершать свои добрые дела, делать свой нравственный выбор вот с таким настроением, тогда и жизнь наша будет приближаться к Богу, и душа наша будет приближаться к Богу. Но такое восхождение гораздо тяжелее чем падение по ступенькам вниз, хотя именно в нем – единственный путь, ведущий нас ко спасению. Путем падения вниз прошел бесноватый человек, живший во гробах. На нем мы видим результат длительного действия злой бесовской силы, которая вселилась в него. И только чрезвычайное усилие, чрезвычайное воздействие Божьей силы волею Христа дало ему возможность освободиться от одержавшей его силы, которая им полностью овладела. Настолько она была велика, и так много обитало в нем бесов, что они вошли в целое свиное стадо, которое бросилось в воду и утонуло. Взирая на конец этого повествования, мы видим, какой выбор сделали жители страны Гадаринской, когда они пришли из города. Они увидели, что бесноватый, мимо которого все боялись пройти, исцелился и стал нормальным человеком. И как мы видим, не просто нормальным. Он приблизился к Богу, его лицо стало светлое, а одежда чистая, все его действия стали осмысленными. Но жители обнаружили также потерю своего имущества из-за того, что в их свиней вошли бесы. И вот тогда эти люди сделали свой нравственный выбор, сказав: «отойди от нас, отойди от наших пределов». Господь именно о таком выборе сказал, что невозможно служить двум господам – Богу и мамоне. Потому что одному будешь служить, а к другому будешь не радеть. Эти люди сделали свой выбор между Богом и мамоной. Сам Господь пришел к ним, но их благосостояние и маленький бизнес по продаже свиного мяса оказались для них дороже, чем приобщение к Единому Истинному Богу. Потерянное свиное стадо оказалось ценнее общения с Богом, с Человеком, явно обладавшим нечеловеческой силой добра, то есть Божественной силой. Но эти люди все-таки сделали свой выбор. И это тоже для нас пример, показанный нам в Евангелии, чтобы мы видели, насколько тяжелым может быть отпадение от Бога. Мы можем поработиться своим земным заботам, земным страстям, своей земной похоти, земным желаниям, земным интересам и забыть про Бога. Это пример того, как человек отходит от Бога, поработившись земным страстям и земному своему богатству. Мы поэтому должны всегда помнить, что невозможно служить и Богу и мамоне. Мы должны всегда помнить те слова неложные, сказанные нам Господом: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его, и все остальное приложится вам». Если мы будем жить с Богом, если мы будем двигаться по направлению к Богу, совершая каждый раз свой выбор по Евангельским законам, по законам своей совести, по законам Божьим, тогда мы стяжаем ту помощь Божью, которую Господь дает всем, кто к Нему движется. И то, что нам нужно для этой земной жизни, мы тоже получим. Если же мы будем идти в противоположном направлении, то мы потеряем все, включая даже то земное, что мы искали. Как мы видим, сейчас на месте этого селения Гадары не осталось ничего, даже развалин. Но главное, что мы не приобретем то единое богатство, которое Господь нам дает. Это та радость о Духе Святом, что вселяется в наше сердце, когда мы движемся по направлению к Богу и живем Божьими законами. Дай Бог нам это помнить и жить, и каждый шаг свой сверять не со своими сиюминутными потребностями, а с тем законом Божьим, который вечен и который приводит нас к Царствию Небесному. Аминь. |
![]() |
|