Иконы Пресвятой Богородицы

Ченстоховская икона Божией Матери

19 марта нов.ст./ 6 марта ст.ст.

ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ченстоховская икона относится, по преданию к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 66 - 67 годах, во время нашествия римских войск, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону. привезла ее в Константинополь, где святыня находилась в течение пяти веков. Из Константинополя в Россию святая икона принесена русским князем Львом, основателем города Львова, и поставлена в Белозерском замке. Здесь она прославилась многочисленными чудотворениями. Впоследствии, по покорении юго-западной России польскому оружию, чудотворная икона досталась тогдашнему правителю польскому Владиславу, князю Опольскому. Татары осадили замок Белз (так поляки называли Белозерский замок). Владислав приказал вынести святую икону из церкви и поставить на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. В то же время на татар нашла вредоносная мгла, от которой они умирали во множестве. Это принудило их оставить осаду замка и удалиться. После этого Владислав перенес чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую, которая получила такое название от чудес Богоматери. Владислав соорудил там монастырь и отдал туда святую икону. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или были поражены слепотою.

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано мною списков как для католических, так и для православных храмов. В 1813 году, когда русские войска взяли Ченстоховскую крепость, настоятель и братия монастыря поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии он был поставлен и Санкт-Петербурге в Казанском соборе с негасимой лампадой.

Копии Ченстоховской иконы

С Ченстоховской иконы Божией Матери было сделано множество списков. И почти все отличаются от оригинала. Чудотворный список Ченстоховской иконы, с которого делались другие списки, прибыла в петербургский Казанский собор в 1813 г. Император Александр I украсил сей список богатою ризою, и риза эта отличалась от католической. Ангелы на коронах были изображены отдельно па серебряном диске. Богородица держала в руке православный крест.

Чудесная история написания Ченстоховской иконы иконописцем Иваном Венжиным. Он дал обет написать Ченстоховский образ Богоматери и: пожертвовать его в храм. Но, несмотря на старания, образ не удавался. Иконописец уже готов был отказаться от обета. Тогда Матерь Божия пришла ему на помощь и чудесно изобразила Свой лик на иконе. Велико было изумление художника, когда он увидел искусно написанный образ и услышал голос, повелевавший отнести икону в соборную церковь г. Сокола, что на реке Буге.

Была еще древняя икона в слободе Верхняя Сыроватка. Икона называлась Ченстоховской, и принес ее польский шляхтич из Ченстохова. Икона эта прославилась многими чудотворениями. С нее было сделано много списков. Но она не была похожа на оригинал.

После революции почти все списки исчезли. Исчезла икона и из Казанского собора в Петербурге.

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Священнослужители Расчетный счет Карта сайта
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина