Почему возникло сообщество

Детский дом.     Вряд ли у кого-то это словосочетание вызовет радужные ассоциации. Сегодня, слава Богу, там есть нормальная  еда и приличная  одежда. Есть неравнодушные учителя, заботливые воспитатели  и профессиональные психологи. Жизнь детей насыщенна учёбой, интересными кружками и спортивными секциями. Многие из тех, кто приходит в детский дом впервые, восклицают: «Как у вас хорошо!»    Действительно хорошо, но достаточно ли?    

Сегодня по статистике:
40 % выпускников интернатов попадают в тюрьму.
40 % - становятся наркоманами и алкоголиками.
10 % - заканчивают жизнь самоубийством.
Только 10 %  социально адаптируются в обществе. 

Страшные цифры, не правда ли? Почему же так происходит? Сколько сил тратят учителя и воспитатели, сколько денег выделяется государством на воспитание сирот, а результат? 90% выпускников интернатов становятся преступниками или погибают…   

 Старец  Паисий Святогорец  говорит: «Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни… Если родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, то впоследствии у детей начинаются психические расстройства»(Слова. Том IV Семейная жизнь). 

Главным недостатком системы воспитания детей-сирот  в государственных учреждениях является то, что после выхода из детского дома или школы-интерната, выпускники не могут наладить самостоятельную жизнь: не желают создавать семью, не хотят учиться и работать,  теряют предоставленное государством жилье.   У большинства детей развивается потребительское отношение к жизни. Многие начинают думать, что все им что-то должны,  возникает  психологическая незащищённость  и озлобленность на весь мир.   

     Неготовность к самостоятельной семейной  жизни у выпускников интернатов  возникает из-за многих проблем,  но одна из главных причин - это отсутствие у сирот опыта нормальной жизни в семье.   

   Дети  попадают в интернат, как правило, в трёх случаях:  

  1. «Отказники» - дети, которые уже с роддома находятся под опекой государства;  
  2. Дети, у которых  погибли родители.  
  3. Дети при живых родителях, которые лишены родительских прав, т.н. социальные сироты. 

Только представьте себе, что пришлось пережить этим несчастным детям в своей жизни: смерть родителей,  предательство, безразличие...  

 В последнее время в России ежегодно появляется около  120 тыс. сирот;  около 200 детей ежедневно (!)  отбирается у нерадивых родителей. Количество детей-сирот за последние десять лет увеличилось вдвое и превысило 700 тысяч человек. В тоже время количество  усыновляемых детей  за последние десять лет, снизилось вдвое.  Россияне в основном предпочитают усыновлять детей в возрасте до 3-х лет, не имеющих серьёзных нарушений в физическом и психическом развитии.   При этом немало усыновлённых детей «новые родители», столкнувшись с «неожиданными» трудностями, возвращают назад в детский дом…  

     Вот лишь некоторые данные о детской преступности в России: около 180 тысяч преступлений ежегодно совершают дети с 6 до 13 лет;  330 тыс. преступлений совершают подростки; 2 тыс. детей  кончают жизнь самоубийством; около тысячи детей каждый месяц погибает или пропадает без вести. 

Сегодня в России уже многое начали делать для того, чтобы как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей, передавались на воспитание в семьи. Это очень важная работа. Но возможно ли найти семью каждому ребёнку? Очевидно,  что закрытие всех детских домов если и планируется, то явно не в ближайшем будущем.    Исследования социологов показывают, что большинство российских граждан (95,1%)  считают проблему воспитания детей-сирот крайне важной.  Однако это убеждение не приводит к реальной помощи детям. Лишь некоторые (2,8%) хотели бы помочь и ищут возможность осуществить это. Большая же часть людей ссылается на недостаток свободного времени и материальных средств и готовы пожертвовать лишь  ненужную одежду и  старые игрушки…  

  Из книги «Проект Россия»: России нужны люди, способные сказать: «Моя страна – моя семья. Все беспризорники – наши дети. О них душа болит, как о родных чадах. Хочется их всех собрать, накормить и обогреть….»  

  Ф.М.Достоевский: «Воспоминание об одном тёплом слове или поступке может изменить всю жизнь человека…»
 
В 2004 году мы  начали работу с детьми Интерната №24. Сначала общались с детьми, с воспитателями, потом завязалась дружба, мы стали регулярно встречаться, поздравлять детей с церковными праздниками, проводить духовные беседы, совершали молебны. Организовывали паломнические поездки по святым местам и монастырям. Дети регулярно стали посещать Храм в воскресные и праздничные дни; стали участвовать в Таинствах и Богослужениях.  

   Сообщество «НАШИ ДЕТИ».  В декабре 2007 года начался новый этап: по договорённости с руководством интерната, было принято решение о создании сообщества Православных христиан «Наши дети».  Уже 4 года в рамках работы нашего сообщества  реализуется проект «Семья на выходной», суть которого сводится к следующему: мы организуем регулярное краткосрочное посещение воспитанниками интерната семей наших прихожан («поход в гости на несколько часов») с целью погружения их в атмосферу обычной православной семьи.  

    «Семья на выходной»: аргументы «за» и «против».   Общение в домашней обстановке  даёт очень много нового и полезного для духовного и нравственного развития детей. Ребенок, находясь в гостях, постепенно осваивает мир обычной семьи с её повседневными заботами и хлопотами. Наблюдая, как общаются между собою члены семьи, он в своём сознании выстраивает нормальный образ семейных отношений, и это поможет в будущем ему самому стать добрым семьянином и заботливым родителем. Включаясь в жизнь семьи, ребёнок может научиться многим навыкам ведения домашнего хозяйства, способам организации досуга.  

 Кроме того, поход в гости может помочь снять эмоциональное напряжение, вызываемое совместным проживанием большого количества детей в детском доме и малой возможностью для уединения.  

 И, наконец, поход в гости - это всегда возможность узнать новых добрых людей,  возможность приобрести духовных друзей и старших наставников, а ведь «быть кому-то нужным», знать, что тебя любят, ценят и уважают - жизненно необходимо каждому человеку, а особенно  детям.  

   Если говорить о возможных минусах этой работы, то они связаны, прежде всего, с тем, что дети могут болезненно переживать возвращение в интернат, а между детьми может возникнуть зависть или ревность по отношению к тем, кого приглашают в гости. Эти явления естественны.   Вспомните, например, как не хочется порой возвращаться к будничным обязанностям после проведенного на море отпуска. Может лучше тогда и не ездить отдыхать, чтобы себя не травмировать?  На практике мы увидели, что болезненными бывают только первые возвращения. Со временем, ребенок привыкает, и не испытывает прежнего разочарования.   Человек не может правильно сформироваться как без радостей, так и без горестей.   В жизни могут быть не только счастливые, но и грустные моменты.  Без расставаний нет встреч, без потерь – нет находок, без грусти не бывает и радости.   

        Действовать или бездействовать?     Общение с детьми-сиротами помогает не только детям. Это реальный шанс исполнить заповедь Господа Нашего Иисуса Христа о любви к ближнему и возможность  подарить нуждающимся свою заботу и любовь.   

"Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы презирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира" (Иак.1,27). 

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»(Иак.2,14-20).  

  Из книги «Проект Россия»: Каждому нужно  принимать решение.   Действовать – это решение.    Бездействовать – тоже решение.   Риторический вопрос, чему нам следовать, призыву Бога или установкам: «моя хата с краю…»? 

  «Не пройдём, дорогие мои, мимо своего спасения; не пройдём мимо Самого Христа,  Который  в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас!»    (Архим.Иоанн Крестьянкин). 

Справка.   Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня)  Это - форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. 

Наставничество даёт возможность ребёнку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает доверительное общение, таким образом у ребёнка появляется духовно близкий человек, что делает ребёнка не столь одиноким, повышает его самооценку. Часто наставники помогают детям  с   выбором будущей профессии, дают полезные жизненные советы как поступать в тех или иных ситуациях. 

 Особенности: 

  Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.  

  Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить только в детском доме.  

  Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение.  

  При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у него уже есть.  

  Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения.  

  Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.  

  Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и "родственники".  

  Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. 

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина