Новости храма и приходской жизни

Байдарочный поход в Архангелькую область 07.08.2008

Байдарочный поход в Архангелькую область

Паломнический поход

Фотографии похода
Впечатления участников похода

С 24 июля по 7 августа группа прихожан нашего храма во главе с отцом Сергием совершила туристический поход по Архангельской области. Сначала туристы совершили сплав на байдарках по реке Ваймуге, после чего перебрались на Сийские озера, где продолжили свое путешествие. В ходе поездки прихожане посетили духовный центр севера России - Антониево-Сийский монастырь, соединив турпоход с паломничеством.

Подготовка к походу
Подготовка к походу началась заблаговременно. Туристы сделали прививки от энцефалита, подготовили и тщательно проклеили все байдарки. Также осуществлялась закупка необходимого снаряжения и продуктов питания. Маршрут похода был составлен таким образом, что по пути практически не было возможности пополнить запасы продовольствия, поэтому двухнедельный запас провизии нужно было брать с собой.
Вся группа состояла из 30 человек, которые составили экипажи 8 байдарок и катамарана. При этом общий вес снаряжения нашей группы составил почти тонну.

Начало путешествия
Вначале все туристы собрались у храма. После молебна и общей трапезы на заранее заказанном автобусе мы доехали до Ярославского вокзала. С трудом укладывается в голове, как можно разместить такое количество туристического снаряжения в плацкартном вагоне? Но нам это удалось. Еще сложнее оказалось разгрузить наше оборудование на станции Пермилово, где поезд стоит только 2 минуты… При грамотной организации и это оказалось возможным.

Русский север
Главным сюрпризом в Архангельской области для нас стала погода. После московских +25 архангельские +15 с ветром показались нам очень суровыми. Мы знали, что едем не на черноморский курорт, а на север, но все равно надеялись, что погода будет по-летнему теплой. К сожалению, нашим надеждам не было суждено сбыться. Купальники, кремы от загара и солнцезащитные очки не пригодились. Солнышко лишь изредка радовало нас своим теплом, а дождя не было разве что в день приезда и день отъезда. Но с этими погодными трудностями мы терпеливо справлялись.

Сплав по Ваймуге
Река Ваймуга является притоком реки Емца, которая в свою очередь впадает в Северную Двину. Мы начали наш сплав от поселка Самодед и закончили его в поселке Осередок, преодолев за первую неделю путешествия порядка 100 км. Ваймуга оказалась неглубокой, но достаточно быстрой рекой. Экипажи (их в основном составили родители с детьми) несколько дней адаптировались к управлению байдаркой. Река изобиловала перекатами, на карте обозначенными как пороги. Но они оказались несложными. Большую трудность представляли отдельные камни, торчащие из-под воды коряги, бревна, мели. Порой байдарка садилась на мель, и нам приходилось вылезать из байдарки и обносить препятствия.
Течение же реки помогало нам преодолевать маршрут в высоком темпе. Бывали дни, когда за один ходовой день мы проходили по 25 км.

Не походом единым
Не все дни похода были ходовыми. Периодически группа устраивала так называемые «дневки» - дни отдыха. Так как большую часть группы составляли дети, то и программу дневок родители продумывали для них заранее. В ходе похода были проведены «Веселые старты», различные интеллектуальные конкурсы, турконцерт между командами родителей и детей, конкурс на лучший десерт, эстафета на байдарках. Главным же событием многие отметили финальный матч по пионерболу между родителями и детьми, завершившийся вничью. Дважды за время похода была организована туристическая баня.

Сийские озера
Вторая часть нашего похода проходила по так называемым Сийским озерам. По разным данным сеть насчитывает порядка70-80 озер, соединенных между собой небольшой, очень узкой рекой Сией. Именно здесь в XVI веке преподобный Антоний на Большом Михайловском озере основал монастырь. Мы нашли красивую черничную полянку между озерами Большое Погорелое и Долгое, откуда и совершали свои путешествия.

Антониево-Сийский монастырь
По ходу маршрута во время трапезы мы неоднократно читали житие преподобного Антония, правила поведения в монастыре, его устав. Поэтому, прибыв в монастырь, мы знали о нем практически все. Из уст экскурсовода мы в очередной раз услышали историю основания монастыря, его нелегкую судьбу в советские времена и новый этап его восстановления. История Антониево-Сийского монастыря типична для большинства монастырей России. Как и большинство из них, Святыня восстанавливается медленными темпами. Однако в последнее время монастырь посещают паломнические группы из Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы и даже из-за рубежа (Финляндии). Приятно, что монашеская братия и по сей день следует наставлениям Антония Сийского в своих молитвах и повседневной жизни.
Нам же удалось не только побывать в таком святом месте, но и побывать на всенощном бдении, воскресной литургии. Большинство прихожан причастились. Отец Сергий исповедовал паломников и сослужил помощнику настоятеля монастыря игумену Варлааму на Литургии. Настоятель монастыря архимандрит Трифон с большим вниманием отнесся к нашей группе - помог нам организоватьтранспорт до железнодорожной станции, угостил нас рыбой, творогом и сметаной из монастыря. В последний день путешествия мы трапезничали и ночевали в паломнической гостинице.

Особенности православного туризма
В своей жизни мне удалось поучаствовать и руководить разными туристическими походами, но этот был первым, в котором принимали участие только православные туристы. Также этот поход был особенным по сравнению со всеми предыдущими именно из-за того, что группу составляли прихожане одного храма. В чем же проявляются эти особенности?
1. Цель путешествия. В спортивном туризме - это, как правило, преодоленные километры, препятствия и т.д. Целью нашего путешествия являлось - добраться до святыни - Антониево-Сийского монастыря. Поэтому более правильно было бы называть нас не туристами, а паломниками.
2. Руководство группой. У каждой туристической группы есть руководитель. Без этого поход немыслим. В нашем походе были люди, отвечающие за маршрут, снаряжение, питание, затраты, но ничего не делается без благословения батюшки - отца Сергия. Он вроде и не руководитель, но без него никуда.
3. Сила молитвы. На протяжении всего похода туристы-паломники осуществляли совместные молитвы: утренние и вечерние правила, молитвы перед вкушением пищи и после нее. В воскресный день была осуществлена короткая обедня, а накануне упрощенное всенощное бдение. Каждый день читалось Евангелие, а по праздникам акафисты святым, чей день отмечался. Безусловно, все это способствовало тому, что группа справилась со всеми трудностями путешествия. Поочередное чтение утренних и вечерних молитв участниками группы помогло нам стать немножко ближе к Господу.
4. Братская помощь. Часто мне приходилось видеть, как даже опытные туристы не стремятся помочь другому в осуществлении их обязанностей: приготовлении пищи, заготовке дров, организации быта. В нашей группе такого не было. Наоборот, каждый стремился помочь другому, внести свой вклад в общее дело. Причем делали это не только взрослые, но и дети.
5. Воспитание в походе. Наш поход можно смело назвать еще и семейным мероприятием. Так как практически все взрослые были со своими детьми, братьями и сестрами. Но при этом родители не делили детей на «своих» и «чужих». Воспитание детей было совместным. Поэтому и неудивительно, что за время похода сдружились не только дети, но и взрослые.

Снова в поход?
Туристическая жизнь имеет свойство затягивать. Поэтому неудивительно, что по дороге обратно прихожане начали задумываться о том, где провести новое путешествие. Пройдет время, все трудности прошедшего путешествия забудутся, а останутся лишь теплые воспоминания и фотографии, напоминающие о проведенных днях на русском севере.

Алексей Машковцев, учитель физкультуры, почетный работник общего образования

Возврат к списку

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина