|
|
Новости храма и приходской жизни
17.10.2016
Святая ЗемляФотоальбом • Видео-призентация Итак, мы (21 человек из нашего прихода) совершили паломничество на Святую Землю. Это то, о чем мечтает каждый христианин: прикоснуться к земле, по которой ступал Cвоими пречистыми стопами Господь, где жила Богородица, трудились апостолы, которой поклоняются уже две тысячи лет многочисленные паломники среди которых был и Николай Угодник... Но об этом позже. А сейчас хочется привести выдержки из впечатлений наших паломников... Наталья С.: "...В душе Тишина, Мир, Радость... Святая Земля подкрепляет, дает силы, освящает. Евангельские события "ожили" для меня. И поразила красота нерукотворная и созданная талантом, трудом архитекторов, художников, строителей, монахов, монахинь... Я счастлива, что Господь дал мне возможность посетить Святую Землю". "Моя душа все еще там пребывает. Одно воспоминание о тех местах, где мы побывали, уже переполняет душу радостью. Бродишь мысленно там и вновь прикладываешься к святыням, и душа воспаряет к небесам: я там была! Неужели это было со мною..." Это у Елены И. "от полноты сердца" заговорили уста. Все наши паломники приехали со Святой Земли с благодарными и наполненными любовью ко Господу и друг другу сердцами, недаром Ольга Л. всем призналась: "вот это самое главное мое впечатление: какие все родные, хоть и разные". Но если оставить в стороне эмоции, которые особенно переполняли наших хрупких девушек, то поездка была, конечно, очень насыщенной. Подчас было так сложно, что некоторые паломники (Вася Смирнов с мамой) на время "сходили с дистанции". На этом фоне поражает сила духа и целеустремленность наших самых старших паломниц, с улыбкой всегда следовавших по своему "крестному" пути. "На площади не более двух квадратных километров в Иерусалиме (Старый город) поразительная концентрация памятников разных эпох, святынь многих конфессий! Это потрясающе интересно!!!" Совершенно верно подмечает Ирина У. Описать все, что мы видели, где были, в небольшом рассказе невозможно. Но нельзя не остановиться на главной святыне христианского мира - Храме Гроба Господня. Разыскать пещеру, в которой был погребен Господь, повелел в IV веке император Константин I (святой равноапостольный). Его мать, Флавия Юлия Елена Августа (равноапостольная царица Елена) совершила паломничество в Иерусалим в преклонном возрасте в 326 году. Ею и были обнаружены Гроб Господень, Животворящий Крест Господа и другие христианские святыни, погребенные под обломками римских языческих капищ. Так римляне хотели навсегда стереть память о святых для христиан местах. Но этим только облегчили равноапостольной царице Елене поиски давно утраченных святынь. Первая Кувуклия (часовня над пещерой гроба Господа) была возведена в 335 году. В 1009 году мусульмане ее разрушили, возродили ее византийские императоры в середине XI века. В 1555 году Кувуклию перестроили францисканцы (тогда же была положена мраморная плита на 3-хдневное ложе Господа, к которой нам посчастливилось приложиться, и которую в конце октября сняли с ложа Гроба Господня в ходе реставрации). В 1808 году Кувуклию уничтожил пожар, а в 1809 - 1810 гг. она была восстановлена (при этом использовались габариты Кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой). Современный Храм Гроба Господня (или Храм Воскресения Христова) - архитектурный комплекс, включающий в себя: Голгофу с местом Распятия, Ротонду (сооружение с куполом непосредственно над Кувуклией), Кафоликон (соборный храм православной Иерусалимской церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм равноапостольной царицы Елены, несколько приделов. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сиро-яковитской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитвы. Прежде всего мы посетили Храм Гроба Господня, приложились там ко всем святыням и отправились из него... на крышу прилегающих к Храму монастырей с церквями. Дело в том, что днем Храм Гроба Господня работает в режиме "музей", вечером его торжественно закрывают. А ночью там служат литургию три конфессии - в 24-00 православные (греки), после 3-00 армяне и с 6 до 9 утра - католики. Храм при этом не открывается, вход в него есть из прилегающих к нему монастырей. Паломников допускают на службы лишь один раз в неделю (если нет праздников) - в ночь под воскресение. И нам посчастливилось причаститься на такой литургии в 3 часа ночи 16 октября. Так вот, придуманная католиками Дорога Скорби - Виа Долороса - с ее 14-16 остановками (в разных конфессиях по-разному считают) пролегает через крышу эфиопского монастыря. Мы и отправились туда, "вооружившись" распятиями и молитвой, от конца скорбного пути Господа к его началу. Я надеюсь (я знаю, насколько все неслучайно на Святой Земле), что этот "обратный" путь был символом не скорби, а радости о Воскресшем Господе! Но наша паломническая группа жила не в Иерусалиме, а в Вифлееме, самом "радостном" городе Земли. Мы все вернулись из поездки такие счастливые еще и потому, что жили не в Великом городе, скорбном Иерусалиме (даже Иерусалимскую икону Богородицы там называют Скорбящей Богородицей, а Вифлеемскую - Радующейся, потому что Она еще не слышала слов Симеона Богоприимца), а в полном рождественских чудес (для верующего сердца) Вифлееме. Надо отметить, что в Иерусалиме можно найти немного православных "мирян", а в Вифлееме около 40% православных жителей, в соседних же с Вифлеемом деревнях и того больше. Часть наших паломников жила в деревушке Бейт-Джала, где православных около 80% жителей. И это не случайно. В этом месте находилась пещера, где подвизался около 3 лет будущий епископ Мир Ликийских, когда приезжал поклониться святыням Палестины. На месте его пещеры был впоследствии построен храм Николая Угодника, в котором много чудотворных икон Святителя Николая, частица его мощей, а также сохранилась та самая пещера. Про храм рассказывают удивительные вещи (хотя на Святой Земле мало кто удивляется чудесам - они в порядке вещей). Будто бы во время Шестидневной израильско-палестинской войны 1967 года в этот храм не попал ни один из снарядов, выпущенных по нему прямой наводкой, и многие видели как Старик появлялся над храмом и ловил эти снаряды, складывая их неразорвавшимися возле храма. К востоку от Вифлеема, по дороге в Иудейскую пустыню, находится деревня Бейт-Сахур, известная "полем пастушков". Тем самым полем, где в Рождественскую ночь ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя... Это также и место, где прошло "пастушеское" детство царя и псалмопевца Давида. Существует предание, что поклонившиеся Господу пастушки завещали похоронить себя в той самой пещере, где их застала Рождественская весть... Там со времен царицы Елены стояли храмы, сейчас существует "подземный" храм Георгия Победоносца с пещерой пастушков (единственный на Святой Земле, сохранившийся неизменным со времен Равноапостольной Елены) и современный храм - подворье Лавры Саввы Освященного. Мы жили в самом городе Вифлеем (по-арабски Бейт-Лехем - "дом хлеба"), который находится на территории Палестинской автономии. Еще и поэтому там много православных: среди палестинских арабов примерно 80% мусульман, а 20% - православные; в Израиль же (это религиозное государство по конституции) репатриируются либо атеисты, либо исповедующие иудаизм. В Вифлееме нас окружало доброжелательное "братское" отношение. На третий день нашего приезда мы в 6 утра поехали на литургию "на Звезде" в Базилику Рождества Христова. Почему базилику? Так назывались храмы в эпоху Равноапостольных Константина и Елены благодаря особенностям их строения. Так вот, базилика над пещерой, где родился Спаситель, - единственная на Святой Земле, сохранившаяся из построенных Святой царицей Еленой (подземный храм на Поле пастушков строился не как базилика). Нам даже сквозь отверстие в полу базилики показывали мозаику еще времен царицы Елены. Алтарь этой базилики возведен над пещерой, в которой родился младенец Христос. Справа и слева от алтаря в эту пещеру ведут ступени, православный вход - справа, около него находится православный придел храма (базилика разделена между 3 конфессиями - еще армяне и католики, у последних вход в пещеру не из базилики, а из другой пещеры, пещеры Блаженного Иеронима). В пещере находится другой алтарь, на котором и освящаются Дары во время литургии - он расположен прямо над местом Рождения Спасителя, обрамленным 14-лучевой (что связано с количеством родов от царя Давида) серебряной звездой. Вообще только на Святой Земле (в Базилике Рождества и в Храме Гроба Господня) литургия происходит на двух алтарях - в православном приделе и на святыне (месте Рождения и Гробе Господа). В православном приделе Базилики Рождества и находится чудотворная Вифлеемская икона Богородицы, подаренная Вифлеемскому храму Российской императрицей Елизаветой Петровной. Вообще в базилике очень много русских даров. К сожалению, мы не увидели отреставрированные фрески храма - они были еще закрыты, но служащий там отец Спиридон рассказал нам, что на реставрационные работы очень большую сумму денег выделил Путин. Так что в Вифлееме традиционно любят русских. Из базилики после причастия (см. наше первое общее фото) мы пошли в пещеру Вифлеемских младенцев, а потом во дворик католической церкви Св. Екатерины с памятником Блаженному Иерониму над его пещерой, в которой он жил не одно десятилетие (Иероним перевел Библию на латинский язык). Конечно, Вифлеем прекрасен своими святынями, но именно Иерусалим является центром трех мировых религий. Практически все главные евангельские события происходили в нем. Там есть церковь Рождества Богородицы (на месте дома ее родителей), место ее отхода в вечность (на горе Сион в доме апостола Иоанна), на Сионе есть и место сошествия на апостолов Святаго Духа (согласно преданию в той же Сионской горнице происходила и Тайная Вечеря). На горе Елеон произошло Вознесение Господа, у ее подножия в Гефсимании Господь молился после Вечери «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Там же произошло предательство Господа Иудой. В Гефсимании находится и пещера, в которой была погребена Богородица, Ее родители и обручник Иосиф. Всего не перечислить... И почти везде мы были... Но прежде чем вкратце рассказать об этом, хочется вспомнить еврейскую притчу об Иерусалиме. В ней говорится, что Бог дал миру 10 мер красоты,...и 9 из них досталось Иерусалиму. И Иерусалим действительно прекрасен, мы все прилетели из него с желанием обязательно вернуться... в этот центр мира (этот город ведь считается центром мира, недаром в Храме Гроба Господня есть Пуп Земли - в православном приделе). Чтоб не растягивать свое повествование об Иерусалиме, остановимся только на Церкви Успения Богородицы на месте пещеры с Ее гробом и на трех русских монастырях, они все в Иерусалиме (два из них принадлежат Зарубежной Русской Церкви). Итак, гробница Богородицы. Она находится в Гефсимании, практически сразу за потоком Кедрон (он сейчас спрятан в подземные трубы), на краю Кедронской долины - долины Страшного Суда по верованиям трех мировых религий. В пещеру ведет лестница, спускаясь по которой, справа видишь погребальную пещеру родителей Богородицы, слева - Ее Обручника. В самом низу 48-ступенчатой лестницы - церковь с Часовней над гробом Богородицы, позади часовни в мраморном киоте установлена чудотворная Иерусалимская икона Богородицы. Сама икона, написанная евангелистом Лукой, утрачена. Сейчас там находится написанная монахиней русского монастыря копия (тоже чудотворная). Рядом с Гробницей Богородицы находится Гефсимаский сад с Камнем Моления о Чаше, а чуть выше, уже у подножия Елеона, - монастырь Марии Магдалины Русской Зарубежной Церкви. На территории монастыря находится еще один камень моления о чаше (они так считают), место, где Иуда предал Христа поцелуем, пещера, где спали во время последней молитвы Христа апостолы. А также остатки лестницы, по которой в евангельские времена шли из Вифании в Иерусалим, и по которой соответственно вступал в Иерусалим торжественно Мессия ... на распятие. Там же есть камень, на который Богородица после Успения сбросила с небес свой пояс для уверения апостола Фомы в своем воскресении. Кроме того, в храме Марии Магдалины покоятся мощи Святой Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Этот храм был построен в Гефсиманском саду (обитель также называется Русский православный Гефсиманский женский монастырь) императором Александром III в память о его матери императрице Марии Александровне. Это образец русской архитектуры Московского стиля, церковь увенчана семью луковичными куполами, покрытыми золотом в 1999 году. Внутри храма находится иконостас изящной работы из белого мрамора с орнаментом темной бронзы. Иконы в нем кисти Верещагина, пол в храме из разноцветного мрамора. Мы, кстати, посетили этот храм в день его освящения - на Покров Богородицы. Это один из красивейших храмов Иерусалима, с его террасы открывается изумительный вид на Старый город и его Златые Врата - Врата Мессии. А на вершине Елеонской горы (вернее, на одной из трех вершин - на горе Вознесения) находится место Вознесения Господа. От возведенного Святой Царицей Еленой величественного храма с открытым куполом остались развалины, из которых завладевшие этим местом мусульмане сложили стену вокруг места Вознесения. Внутри этой стены они поставили часовню над "Стопочкой" - отпечатком на скале Божественных Стоп Вознесшегося Спасителя. Служить в часовне православным мусульмане не разрешают, литургии в праздник Вознесения Господня проводятся рядом с часовней под открытым небом. Недалеко от часовни находится русский (на самом деле сейчас в этом монастыре Зарубежной церкви русских насельниц очень мало) Вознесенский монастырь. Здесь, в храме Вознесения Господня, был погребен самый выдающийся начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин Капустин. Именно он положил начало "русской Палестине", приобретая очень сложным способом земли в Иерусалиме и во всей Палестине у турок (тогда был запрет на приобретение земель православными). В 2017 году будет праздноваться 200-летие рождения этого талантливейшего и поистине святого человека, возможно, будет поставлен вопрос о его канонизации. Почему же архимандрит Антонин завещал похоронить себя на Елеоне, в Вознесенском храме? Существует предание, что Господь наш Иисус Христос во время Второго Пришествия явится в том же месте, где было Вознесение. Всю жизнь беззаветно любивший Своего Господа архимандрит Антонин хотел в момент воскресения всех мертвых для Страшного Суда первым увидеть именно Господа. На территории Вознесенского монастыря находится часовня Иоанна Предтечи, там расположено углубление в полу, где по преданию совершилось первое (там же и второе) обретение Главы Иоанна Предтечи. Еще надо отметить, что Вознесенский собор, построенный по проекту архимандрита Антонина, является уменьшенной копией Константинопольской Софии. Он построен на камне, где в момент Вознесения своего Божественного Сына стояла Богородица, на этом камне остался отпечаток ее стоп. Наш замечательный гид рассказал и очень интересную историю одной из игумений монастыря из царского рода Романовых. Монастырь имеет большую и ухоженную территорию, несмотря на то, что он стоит не на почве, а на камне Елеонской горы. Но наиболее замечателен он своей колокольней, которую называют "Русская свеча" и которая видна очень издалека, даже из Иудейской пустыни. Кстати об Иудейской пустыне. Она начинается сразу за Иерусалимом, к востоку от Елеонской горы (раньше ее называли пустыней Святаго Града), и является одной из самых необычных. Пустыня не песчаная, а каменная, тянется довольно узкой полосой вдоль Мертвого моря. Если Иерусалим находится на высоте 800 метров над уровнем моря, то Мертвое море - на 400 метров ниже этого уровня. И если ехать из Иерусалима в Иерихон (недалеко от впадения Иордана в Мертвое море) через пустыню достаточно быстро, то начинает закладывать уши... Иудейская пустыня необыкновенно красива своими горами и ущельями, особенно в сезон дождей, когда после редких обильных ливней тут все зеленеет и зацветает. Но не это главное. Эта пустыня с древнейших времен служила убежищем для отшельников и повстанцев. Одним из первых был будущий царь Давид, который скрывался здесь от преследований царя Саула. С начала IV века здесь получила развитие монашеская жизнь. На протяжении почти трех столетий в этих местах жили тысячи монахов. Постоянные войны, завоевание Святой Земли мусульманами привело к тому, что монахи постепенно исчезли из этих мест. Немногие из монастырей Иудейской пустыни уцелели и сохранили неповторимую атмосферу святости. Мы побывали в трех из этих монастырей. Неподалеку от Вифлеема лежит монастырь Феодосия Великого, родоначальника общежительных монастырей Палестины. Преподобный Феодосий поселился тут отшельником в пещере, в которой согласно преданию остановились на ночь волхвы после поклонения Младенцу Иисусу. Здесь во сне они получили откровение "отойти другим путем" в свою страну. Впоследствии на этом месте прп. Феодосий основал свой монастырь, в самой же пещере он затворился в конце жизни и был тут похоронен. Здесь же нашли упокоение Иоанн Мосх, благочестивые жены: мать Феодосия, мать Саввы Освяшенного... даже преподобная Евфросиния Полоцкая, почившая во время своего паломничества в Иерусалим. В настоящее время здесь находится женский греческий монастырь, на его территории стоит современный храм Благовещения Пресвятой Богородицы и имеются остатки древнего храма, разрушенного персами в 613 году. Под этими развалинами и находится пещера волхвов с ее гробницами. Нам этот монастырь запомнился тем, что нас в него поначалу не пустили: мы приехали слишком поздно. Но, стоя перед запертыми воротами, батюшка начал молиться, и вся группа из 55 человек соборно подхватила: "Царица моя Преблагая, Надеждо моя Богородице..." и другие молитвы. И над нами сжалились... Но, безусловно, самым главным монастырем Иудейской пустыни остается Лавра Саввы Освященного, основанная преподобным Саввой в 485 году и единственная в Пустыне Святаго Града, просуществовавшая до сегодняшнего дня без перерыва (она несколько раз за свою историю подвергалась разорению, но монашеская жизнь в ней всегда вскоре восстанавливалась). Современный облик монастырь приобрел в XIX веке после реконструкции. В обители преподобного Саввы был сформирован знаменитый богослужебный устав, называемый Иерусалимским, он принят во всех палестинских монастырях. На территорию Лавры вход женщинам запрещен, когда наша группа посетила это удивительное место, наши 8 мужчин (во главе с батюшкой) отправились в Лавру, где молчаливый монах провел их к мощам преподобных Саввы Освященного и Иоанна Дамаскина (к последнему водят очень редко, но нашим паломникам "повезло"). В это время остальные (47 женщин от 16 до 80 лет) поднялись на смотровую площадку у башни матери Саввы Освященного (даже ее не пускали на территорию монастыря), потом спустились ко входу в монастырь, куда дежурный монах приносит для поклонения ковчежец с частицею мощей преподобного Саввы. В ожидании наших мужчин-паломников мы покормили еще и стаю белых голубей, которые долетают сюда от Иордана, где их ежегодно выпускает Иерусалимский патриарх на праздник Крещения Господня. Лавра Саввы Освященного находится в самом сердце Иудейской пустыни, на берегу потока Кедрон (он протекает из Иерусалима в Иудейскую пустыню, где и засыхает. И лишь в сезон дождей Кедрон наполняется водой и доносит ее до Мертвого моря). В самом же конце Пустыни Святаго Града, на окраине древнейшего города Иерихон, стоит гора Каранталь ("сорокодневная") с ее монастырем Искушений. Согласно преданию именно сюда после крещения в Иордане от Иоанна Предтечи и удалился Господь наш Иисус Христос. Наше паломничество к монастырю Искушений пришлось на один из самых жарких дней - было +37 градусов в тени. А подниматься к монастырю надо довольно высоко под палящим солнцем. Хорошо, что наш гид устроил пару "привалов" под навесом. Тяжелее всего пришлось, конечно, Нине Ефимовне. К концу этого восхождения (а затем и спуска с горы по осыпающимся камушкам) наша героическая паломница выбилась из сил, но все равно неопустительно прошла через все испытания. Воистину дух бодр, хоть плоть немощствует... Что касается самого монастыря, в нем подвизается сейчас совсем немного греческих монахов, хотя раньше этот монастырь принадлежал Русской Церкви, там даже на царских вратах пещерного храма возвышается двуглавый орел. Монастырь славится своей пещерой, в которой по преданию ночевало Святое семейство во время бегства в Египет, а также камнем, на котором сидел Христос, искушаемый сатаной. С балкона монастыря открывается необыкновенный вид на Иерихон, Иудейскую пустыню, Мертвое море и Иордан, впадающий в него. Недалеко от впадения Иордана в Мертвое море находится местечко Вифавара - предполагается, что именно здесь Господь наш Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, здесь произошло событие Богоявления... Иордан является в этом месте границей между Израилем и Иорданией, хотя он не шире 5 метров. Вифавара в переводе - место переправы, т.к. здесь совершился переход евреев после 40-летнего странствования по пустыне через Иордан в "Землю обетованную". После войны 1967 года эта святыня стала недоступной для посещения паломников, поскольку здесь оказалась заминированная нейтральная приграничная полоса. Лишь два раза в год сюда ненадолго пускали благочестивых паломников. Тогда же был разрушен и опустел греческий монастырь Иоанна Предтечи на Израильской стороне Иордана. На противоположном берегу сейчас построен русский странноприимный дом с храмом, считается, что именно на иорданской стороне крестил приходивших к нему Иоанн Предтеча. Сейчас нет таких ограничений на посещение Иордана как раньше, но все равно мы спешили: после 15-00 проезд на приграничную зону закрыт. После того, как мы окунулись в Иордане, мы поехали посмотреть на Мертвое море. Хотя некоторые наши паломники были и против посещения "Содома и Гоморры", но красота здешних мест всем очень понравилась. Но мы отвлеклись от повествования о русских монастырях Иерусалима, углубившись в Пустыню Святаго Града с его древними монастырями... Собственно сейчас существует только один русский монастырь Московского патриархата - Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме. Существуют, конечно и подворья МП, в некоторых из которых мы были (Праведной Тавифы в Яффо, Марии Магдалины на месте бывшей Магдалы у Галилейского озера), но монастырь - только один. Эйн-Карем в наше время является частью Иерусалима на западной его окраине, а в новозаветные времена это был "град Иудин в Нагорной стране". Именно здесь находился дом священника Захарии и его жены Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Сюда, извещенная Архангелом Гавриилом о беременности своей неплодной сродницы Елисаветы, пришла после Благовещения Дева Мария и осталась в доме Захарии и Елисаветы на 3 месяца, до рождения будущего Пророка и Предтечи Господня Иоанна, Здесь впервые прозвучало из человеческих уст приветствие Деве Марии как "...Матери Господа моего..." Именно этой встрече Девы Марии с праведной Елисаветой и посвящен был первый храм, воздвигнутый здесь архимандритом Антонином (Капустиным) в 1882 году. Участок, который купил архимандрит Антонин, только примыкал к участку, выкупленному раньше (обманом) католиками, где и находился в новозаветные времена дом Захарии и Елисаветы, рядом находится и источник, к которому 3 месяца ходила Богородица (он существует и почитается до сих пор). Но не на территории католического монастыря, не на месте рождения Иоанна Предтечи, а именно в Горненском монастыре произошло событие, о котором рассказывают все гиды на Святой Земле. Как-то один из недавно нанятых сторожей Горненского монастыря, обходя ночью территорию, встретил "странно" одетого мужчину. На вопрос сторожа, кто таков этот человек и что он делает на территории, прозвучал ответ: "Я хозяин этого места, я его охраняю..." И странный человек как бы растворился в темноте. Наутро сторож доложил о произошедшем, но не смог описать незнакомца... И лишь спустя какое-то время узнал его в иконе Иоанна Крестителя в храме монастыря. В этом замечательном рассказе отражается весь дух Горненского монастыря, который ощутили и мы, побывав в нем на литургии на праздник Покрова Богородицы. Приведу переписку в нашем чате двух паломников: "Тоже одно из немногих мест, где чувствуется обилие благодати. Стоишь на каменной тропинке обители и смотришь со склона горы под горизонт. И теперь уже некуда спешить, потому что ласковые лучи солнца напомнили тебе о великой радости: о том, что Господь уготовал любящим Его - нашей родине - Горнем Иерусалиме...И хотя видишь городские постройки, вместо пустыни или бескрайних морских просторов, тем не менее хочется остаться там, если не навсегда, то очень надолго. Так было и у Саввы, и на горе Каранталь - где улыбающийся греческий монах приоткрывал тайну этой небесной радости". "Да, у меня тоже были подобные переживания в Горненском монастыре: какой-то необычайной высоты, радости, легкости. Действительно, больше некуда спешить. Ты обрел самое главное". Не хочется много писать после этих слов... Просто немного фактов. Архимандрит Антонин прошением в Священный Синод добился того, что для Святой Земли утвердили еще один церковный праздник: день встречи Девы Марии и праведной Елисаветы. Он теперь торжественно отмечается ежегодно в Горненской обители 12 апреля. Но храм, освященный в честь этого праздника, в начале прошлого века переосвятили в честь Казанской иконы Богородицы: эта чудотворная икона, обнесенная крестным ходом вокруг обители, и по сей день пребывающая тут, спасла в 1910 году монастырь от свирепствовавшей в округе холеры. Собор монастыря, в котором мы все причастились 14 октября, освящен только в 2012 году (начал возводиться в начале XX века) в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Наш затянувшийся рассказ подходит к концу. Нельзя коротко описать все места, которым мы поклонились, все наши переживания. Но последнее, о чем нельзя не сказать, это Галилея, прекрасная "цветущая" Галилея. Именно здесь прошла основная часть земной жизни нашего Господа, здесь жило Святое семейство по возвращении из Египта, здесь Господь призвал своих апостолов. К сожалению, в Галилею нас возили только на один день. За этот день мы посетили Фавор с его православным греческим монастырем Преображения на вершине Тавора (так называют святую гору в Израиле). Католический монастырь рядом мы не посещали, хотя считается, что событие Преображения было именно на том месте. Затем наша группа поехала в Назарет, но мы тоже не были на месте дома праведного Иосифа-Обручника (там сейчас католический храм), посетив только православный храм Архангела Гавриила над колодцем, где по преданию Иерусалимской церкви произошло событие Благовещения. Затем нас повезли в Кану Галилейскую, в греческий монастырь. Потом мы катались на лодке по Галилейскому озеру, посетили монастырь 12 апостолов в Капернауме, купались в источниках Магдалы... Короткий рассказ о прекрасной Галилее хочется начать со слов одного из наших паломников (он не из нашего храма, но мы подружились с ним в поездке): "Вспоминая Галилею, как не обратиться к Евангелию?! От Матфея 4-18,19" Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков." Они доверились Иисусу и поверили Ему. И стали апостолами. А доверяем ли мы? Верим ли?! И как нам оставить сети и пойти за Ним? И счастлив тот, кто может размышлять там, сидя на прибрежных камнях в компании чаек и вечернего солнца..." Рано утром, еще до рассвета, мы выехали из отеля в Вифлееме и, проехав треть Израиля, оказались у еще закрытых ворот греческого православного монастыря Преображения Господня. Он находится на горе Фавор, почти 600-метровой, видной за многие километры и являющейся украшением Святой Земли. Эта гора связана со многими событиями Священной истории: здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей, за тысячу лет до Рождества Христова израильтяне одержали здесь победу, а в 53 г. до н.э., напротив, были разгромлены римлянами. В новозаветную историю гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Господа утвердилась при Святой Равноапостольной царице Елене. При ней на этом месте строится величественный храм. В VI веке, на Пятом Вселенском соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ остался на Фаворе даже при нашествии мусульман. И только в конце XII века войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. И только во второй половине XIX века на руинах начали воссоздаваться сначала православный, а потом и католический монастыри. Одна из знаменитых икон православного монастыря - икона Богородицы "Неувядаемый цвет", напечатанная на простой газетной бумаге. В свое время икону выловили из моря арабские мальчишки, аккуратно свернутую и запечатанную в бутылку. Откуда она приплыла, никто не знает, однако помощь, исходящая от этой иконы, притягивает сюда ежедневно много верующих людей. Спустившись со святой горы Фавор, мы отправились в третий по значимости (после Иерусалима и Вифлеема) священный христианский город Назарет. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Господа нашего Иисуса Христа. Назарет населен в настоящее время израильскими арабами, треть из которых - христиане разных конфессий. Поэтому Назарет - самый христианский город Израиля и единственный, где воскресение является выходным днем. В Назарете находится крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещения, который мы видели только из окна автобуса. Посетили мы живописную православную церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии. Первоначальная церковь, скорее всего, была построена в византийскую эпоху на месте единственного в Назарете источника воды. Именно у этого источника Деве Марии и предстал, по преданию Иерусалимской церкви, Архангел Гавриил. Вода из источника и по прошествии 2000 лет прохладна и имеет приятный вкус, источник сейчас находится в средневековой подземной крипте, куда ведут из церкви 7 ступеней лестницы. В самой церкви стены и потолки надземных помещений XVIII века покрывают современные фрески. Из Назарета мы поехали к Галилейскому озеру через Кану - небольшую арабскую деревушку, где Господь сотворил свое первое чудо: претворил на свадебном пиру по просьбе Богородицы воду в вино. Здесь впервые проявилась и сила заступничества Божией Матери за грешных людей. В Кане Галилейской рядом с костелом находится православная греческая церковь Георгия Победоносца, которую мы и посетили. Она возобновлена на деньги Императорского православного палестинского общества России. В память происшедшего на этом месте чуда Господня в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня. Из Каны Галилейской мы направились к Галилейскому озеру (оно же Тивериадское, оно же озеро Кинерет), иначе его именуют еще морем - благодаря бурям, которые на нем случаются и одна из которых описана в Евангелии. Но нас встретила совершенно спокойная гладь озера, мы сели на большую лодку (корабль), где был поднят российский флаг, доплыли на "российском" корабле до пристани, где нас ждал обед с "рыбой Святого Петра", полюбовались на озеро, собирая ракушки - и отправились в монастырь на месте евангельского Капернаума. На корабле наш гид Андрей (недавно крестившийся с именем Святого первозванного апостола) устроил для нас "представление", переодетый в евангельского рыбаря. Вот что пишет об этой поездке Мария Т.: А что касается монастыря Двенадцати апостолов в Капернауме, то там создан поистине райский сад на пустынном участке земли. В VII веке, во время землетрясения, Капернаум, процветающий по тем временам, имеющий большую христианскую общину, был полностью разрушен. В конце XIX века Греческая патриархия купила участок земли на руинах Капернаума для постройки монастыря. Храм 12 апостолов был построен в 1920 г., с тех пор с небольшими перерывами он является действующим, особенно заметное обновление началось в 90-х гг., тогда же храм был расписан. Вообще роспись церкви потрясает и очаровывает, особенно необыкновенным является лик Господа Пантократора, прозванный "Синайским". Вот что пишет о нем наша паломница Елена И.: "Перед этой иконой хочется стоять "преклоньша колена", хочется отдать Господу всю душу и сердце..." Вся атмосфера этого монастыря дышит добротою и покоем: в прекрасном дворике цветут великолепные цветы и растут экзотические растения, гуляют "непуганые" павлины, много кур, гусей и невероятно добрых собак. И все это поддерживается руками одного монаха - брата Иринарха. Андрей нам про него говорил, что знает двух людей на Святой Земле, которые излучают свет (вторая - игуменья нашего Горненского монастыря матушка Георгия). Из греческого монастыря на месте древнего Капернаума мы поехали в другой древний город на побережье Кинерета - в Магдалу. На месте дома Марии Магдалины, из которой Господь "изгнал семь бесов", была выстроена в первые века христианства церковь. Она была разрушена в VII веке и восстановлена крестоносцами. Древнюю традицию почитания Марии из Магдалы подхватили и посланцы Русской церкви. В 1908 г. архимандрит Леонид (Сенцов) писал: "Близ Тиверии вновь приобретен большой участок на берегу Тивериадского озера с минеральными источниками, где рассаживается апельсиновый сад и предполагается выстроить храм... Это место представляет собой чудный оазис на пустынных берегах озера". Из-за войны и революции храм построили в Русском Саду лишь в 1962 году, уже позднее начали благоукрашать, а расписали лишь в 1997 году. Недалеко от храма - подлинный источник Марии Магдалины, возле которого Христос ее исцелил. Еще тысячу лет назад эта древняя купель была обложена камнями и освящена. Купание в ней и до сего дня почитается целебным. Вообще же на территории Магдальского участка, одного из красивейших участков Русской Духовной миссии, находятся 3 источника: еще горячий радоновый и так называемый "глазной". Есть подтвержденные примеры исцелений в этих источниках людей от тяжелых заболеваний, в том числе и от неминуемой слепоты. Конечно, не все удалось описать. В этом рассказе опущены наши путешествия в Вифанию с ее гробницей Лазаря, где он воскрес, повинуясь властному гласу Господа: "Лазарь, гряди вон!" Нет и описания прекрасного участка РДМ в Яффо с могилой праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром... И храм Георгия Победоносца в Лидде с его пустой гробницей, и поныне источающей миро, обойден стороной. Но об этом уже в другой раз. А напоследок мне хочется привести еще два отзыва о поездке: самый первый, полный эмоций, отзыв нашей молодой паломницы Марии К. - и самый последний (месяц спустя) всем нам известной и любимой нами Нины Ефимовны. И еще хочется всем сказать словами Наталии Р.: "ну что сказать: хорошая была поездка, всем бы надо туда съездить..." "...Мне все очень понравилось, я и мечтать не могла об Израиле! Не знала как там красиво! Я прикоснулась к прошлому... пока не могу осознать... там был Христос... ходил по этой земле, страдал, умер за нас... мои нервы обнажены... я то плакала, то радовалась как ребенок, хотя обычно спокойна и сдержана... Я благодарю Бога, что допустил меня на свою благословенную землю. Я близко познакомилась со многими людьми, которые стали мне добрыми друзьями. А некоторые заставили взглянуть внутрь себя и указали мне на мои грехи, которых я раньше не видела. Я много узнала нового и про себя... Эта поездка - незабываема". "Мы - на Святой Земле! Неужели эта давняя и затаенная мечта все же сбылась?! Названия мест, селений завораживают: Вифлеем, Хеврон, Кана Галилейская, Капернаум, Иерихон... Все это до боли знакомо по Библии, но неожиданно - вот оно - рядом! Даже иногда кажется таким маленьким... Да, все БЫЛО! ЕСТЬ! И будет ВСЕГДА! И теперь останется в сердце - НАВЕЧНО! То, что мы жили все дни в Вифлееме, рядом с местом рождения Иисуса, сразу помогло почувствовать значительность момента. Святая Земля изменила все в душе и в сознании. Здесь должен побывать каждый верующий человек! Первое причастие на Святой Земле было в храме Рождества Христова на ранней литургии. Паломники всех национальностей - рядом, и всех ощущаешь как своих. Удивительно! Праздник Покрова Пресвятой Богородицы совпал с паломничеством в Горненский женский монастырь. Вокруг необычайная красота: горы, золото куполов, красивая, ухоженная земля и праздничная служба! На таком душевном подъеме пел хор, что хотелось плакать! Рядом со всеми скромно молилась и настоятельница - Матушка Георгия! В ноябре 2016 г. ей исполняется 85 лет! Маленькая, тихая, скромная русская женщина. А вокруг паломники со всего мира: японцы, немцы, англичане, украинцы... - все рабы Божии! Наша группа смогла причаститься, в службе участвовал и наш групповой батюшка - протоиерей Георгий Фролов. Несколько слов надо сказать о добром русском человеке - нашем помощнике, руководителе группы - Андрее! Добрый, внимательный, высокообразованный русский (питерский) парень помог всем нам все увидеть и понять. Его рассказы, иллюстрации завораживали! Сказать, что эта паломническая поездка на Святую Землю была событием для многих из нас - это ничего не сказать! Эти семь дней стали настоящим ПОТРЯСЕНИЕМ души! Когда сам реально прикасаешься к святым камням, отполированным до блеска миллионами рук, ног... Автобус везет нас в аэропорт Бен-Гурион... А в душе только одна мысль: "Я ХОЧУ СЮДА СНОВА И СНОВА ВЕРНУТЬСЯ!" И чтобы паломничество длилось бы, как в прошлом веке, целый год! А не эти семь дней! Семь дней счастья! И никакие трудности не могли затмить ту радость и подъем душевных и физических сил. Спасибо Господу за такой подарок!" Конец и Богу Слава! Видео обзор о паломничестве на Святую Землю from Hram v Potapovo on Vimeo. |
![]() |
|