Новости храма и приходской жизни

24.07.2011

Иринарховский Крестный ход

Рассказ одного из более чем двух тысяч его участников 2011 года с рекомендациями для тех, кто соберется в нем поучаствовать в дальнейшем.

«…крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное.» (Скрижали, 245)

По воле Божией

Об Иринарховском крестном ходе, который проводится во второй половине июля в окрестностях Борисоглеба, я слышал давно, но поучаствовать в нем никак не получалось: не так просто уделить 5 дней своего отпуска для долгой совместной молитвы в путешествии, да еще и сопровождаемой различными искушениями. В этом году все получилось случайно, а вернее по воле Божией: дни крестного хода (с 20 по 24 июля) пришлись как раз на первую неделю моего отпуска, а в автобусе паломников от храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно оказались свободные места. Надо сказать, что прихожане этого Храма регулярно участвуют в этом крестном ходе: кто не может поучаствовать в нем полностью – присоединяются на выходные. Так было и на этот раз. Получив благословение отца Сергия, я быстро начал собираться, поэтому взял лишь самое необходимое: палатку, спальник, коврик, 2 пары обуви, одежду и посуду (кружку, ложку, миску).

Автобус отправился в полночь, благодаря чему минуя все московские пробки, мы через 4 часа были в поселке Борисоглебский, что менее чем в 20 км от Ростова Великого. Встречая рассвет, группа приняла решение расставить палатки прямо у стен Борисоглебского что на Устье мужского монастыря (откуда и начинается крестный ход) и постараться хоть немного выспаться. Те, у кого не было палаток, расположились на ковриках и спали в открытом поле, благо комаров было не так много.

День первый

В половине восьмого утра собрали лагерь и направились в монастырь. Борисоглебский собор уже полон паломников со всей страны. Литургию служит Архиепиской Ярославский и Ростовский – Кирилл. На территории монастыря знакомлюсь с правилами, расписанием и маршрутом движения крестного хода, а также с расписанием движения общественного транспорта по пути следования молящихся. Это очень удобно для тех, кто может поучаствовать в паломничестве лишь в определенные дни. Сразу после литургии – общая трапеза. Ее готовят на полевых армейских кухнях. В меню – суп, чай и компот. После небольшого отдыха все возвращаются в Храм, где читается акафист Николаю Угоднику, после чего начинается крестный ход. Сначала все следуют к келье преподобного Иринарха, где служится молебен, после чего все паломники совершают крестный ход вокруг Храма, после чего выходят из монастыря.

С молитвами православные (большинство из них несут на шее икону Иринарха, но некоторые несут и другие иконы, причем разных размеров) проходят через поселок (все дороги перекрываются полицейскими) и входят в сосновый бор. Первая остановка через полчаса – у источника. Там совершается водосвятный молебен, после которого можно пополнить запасы воды. Следующая остановка – в Троице на бору. Раньше здесь был женский монастырь. У разрушенного ныне монастыря совершается молебен, а на кладбище – лития по усопшим. Все это время с нами Владыка Кирилл. Он и совершает богослужения. Затем владыка уезжает, а крестный ход движется дальше. Первый серьезный привал – после моста через реку Устье. Там разрешается искупаться. Во время отдыха – совершается молебен. Далее путь паломников пролегает через деревни Селище, Кишкино, Комарово. В каждой из них – остановка для совместной молитвы. Местные жители выходят из домов, чтобы посмотреть, поприветствовать и помолиться вместе со всеми. В отдельных поселениях даже выносят воду и еду для проголодавшихся путешественников. Главный организатор крестного хода – наместник Борисоглебского монастыря игумен Иоанн постоянно курсирует с чашей и кропит водой участников и местных жителей.

Первый ночлег – в деревне Павлово – у Храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сразу по прибытию паломников начинается Всенощная, в ходе которой и после нее – исповедь. Молящиеся размещаются на ночлег в палатках, в том числе и двух армейских, которые организаторы перевозят от одного ночлега к другому, а кому не хватило места – в Храме на полу. После всенощной ужин – каша «дружба» (гречка с рисом и пшеном) и традиционный иван-чай (как теперь говорят, официальный напиток Иринарховскогно крестного хода). К услугам молящихся всегда есть еще и кипяток. Организаторами продумано буквально все: доставка питьевой воды, умывальники, столы, места для пищевых и бытовых отходов, туалеты. Костры разводить не разрешается, но не возбраняется питаться самостоятельно.

Вечернее правило читают келейно, в основном группами.

День второй

В 6.30 утра начинается исповедь и богослужение. Сама Литургия начинается около 8 утра. Храм не может вместить в себя всех молящихся, поэтому многие стоят снаружи и внимают молитвам. Причащают из четырех чаш. Общее число причащающихся Святых Христовых тайн превышает 500 человек.

В 12 часов – завтрак: суп и чай. Больше о меню писать не буду. Оно в дальнейшем не менялось. Затем сборы вещей. Кстати, вещи совсем не обязательно нести вместе с собой. Специальными машинами осуществляется их доставка от одного места ночлега к другому. С собой можно брать лишь накидку от дождя и воду. Даже аптечку можно не брать с собой: на протяжении всего маршрута крестного хода следует машина скорой помощи. Врач и водитель ночуют вместе с молящимися.

В 13.30 – крестный ход возобновляется: традиционно сначала вокруг Храма, потом лития на кладбище, рядом с которым и расположен Храм. Практически все Храмы на пути следования крестного хода – кладбищенские.

Второй день – более сложный. Сначала путь пролегает в село Ильинское, где служится молебен у разрушенного Храма Пророка Божиего Илии, затем процессия движется в село Красный Октябрь, где совершается молебен у поклонного креста (их тоже много на пути молящихся). Затем паломники проходят через деревни Языково и Алешкно и выходят в село Ивановское, где и останавливаются на второй ночлег. Всех принимают на территории местной школы, но входе в которую вместо традиционного «Добро пожаловать!» - «С миром принимаем!». Вообще рассказ о школе может занять целую статью, ибо она является центральным местом в духовном воспитании всех ее жителей.

Ильинский Храм в селе – деревянный, очень красивый, но маленький. Даже всех жителей села, приходящих а службу в крупные праздники, он не вмещает. Поэтому всенощную и Литургию служили под открытом небом.

Все паломники разместились на ночлег на территории школы. Кто не имел палаток, нашли себе ночлег в классных комнатах.

День третий

Ночью прошел дождь, но высохшая от жары земля моментально впитала в себя всю влагу. Выглянувшее после дождя солнце стало жарить еще сильнее. Поэтому отстоять всю утреннюю службу было очень тяжело. Паломники старались укрыться в тени. После проповеди – традиционный крестный ход вокруг Храма, лития на кладбище и снова в путь. Следующая остановка – в селе Георгиевском. У разрушенного Храма великомученика и Победоносца Георгия - молебен, крестный ход и лития. Дальше путь молящихся лежит в село Зубарево и остановка на ночлег возле Никольского храма. Там же в Храме расположились на ночлег те, кто шли без палаток. В эту ночь участников крестного хода стало больше: подъехали паломники, кто решил принять участие в выходные. Вообще по предварительным подсчетам в первый день в крестном ходу приняли участие 1850 человек, во второй – 1300, в третий – 1400, а в последние дни количество крестноходцев перевалило за 2000.

День четвертый

Распорядок дня практически во все дни одинаков. Этот не стал исключением. Число причастников с каждым днем все больше и больше увеличивалось. В богослужениях задействована не только братия монастыря, но и батюшки из близлежащих Храмов.

После крестного хода и литии выходим в путь. Следующая остановка – в селе Давыдово, в которой расположен Храм Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что его приход не велик, работа ведется огромная: летом вот уже не первый год фунционирует православный лагерь по работе с особыми детьми. Воспитанники лагеря проявляют свою заботу, любовь и сострадание и учатся взаимодействовать с детьми, имеющими различные заболевания. Ребята очень ответственно отнеслись к событию в жизни села – крестному и ходу и сумели накормить всех его участников, предварительно приготовив и расфасовав продукты. Детям (а их в крестном ходе – очень много) угостились молоком с Храмового приусадебного хозяйства. (Кстати, больше ни одной коровы за все 5 дней пути мы не увидели…). Молебен, естественно, был отслужен и в этом Храме.

Совершив крестный ход вокруг Храма, процессия отправилась дальше и уже через час, достигла села Кондаково – родины преподобного Иринарха. На окраине села расположился лагерь. Так как участники прибыли на ночлег раньше, чем в предыдущие дни, то и Всенощная в Христорождественской церкви началась раньше и была чуть длиннее обычной. Тем не менее у паломников было время, ч самостоятельно сходить к источнику преподобного, хотя это и стояло в планае следующего дня.

День пятый

Воскресная Литургия началась чуть позже, чем в будние дни и продолжалась свыше трех часов. Я впервые увидел, как причащалось свыше 1000 паломников. После проповеди игумена Иоанна, крестный ход обошел вокруг Храма и отправился на источник. Там состоялся водосвятный молебен, после которого все участники могли набрать водички и искупаться (для этого сейчас сделано две купальни – мужская и женская). После этого паломники начали разъезжаться по домам. В основном, все помогали друг другу добраться до необходимых их мест.

Путь домой был более долог, что напомнило нам, что крестный ход продолжается. По пути мы еще рз заехали в село Ивановское и в Борисоглебский монастырь – поклониться келье преподобного Иренарха и поблагодарить Господа за помощь в нелегком путешествии. Даже в автобусе мы продолжали петь молитвы, которые сопровождали на всем пути. Дай Бог не забывать об этом весь год до следующего крестного хода.

Господи Иисусе Христе сыне Божий, Богородицею помилуй нас!

Иринарховский крестный ход. Справочная информация

Сроки проведения: Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршрут в 1997 году. Проводится ежегодно на 3-4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала. Крестный ход завершается в воскресенье.

Количеств ходовых дней: 5

Маршрут крестного хода: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик препаодобного Иринарха

Протяженность: не более 60-65 км

Количество ходовых часов (с остановками) по дням: первый день – 5,5 часов, 2-ой день: 6 часов: третий день – 5,5 часов, 4-ый день – 4 часа; 5-ый день – 0,5 часа.

Участники: свыше 2000. Средний возраст – 30-35 лет. Молодежь – свыше 40%, женщины – 75-80%, дети – около 10%.

Питание: 2 раза в день, общественное

Вода: питьевая подвозится регулярно

Медицинское обслуживание: есть

Количество Литургий: 5

Ночлег: палатки, в экстренном случае - Храмы

Обязательное снаряжение: спальный мешок, коврик, накидка от дождя, удобная обувь.
Правила поведения:

Будьте внимательны друг к другу.
Не проявляйте самочиния, считайтесь с тем, что говорят священники.
Что получили на ужин или обед – тем будьте и довольны.
Не будет смирения, не будет и сытости.
Куда вас благословили – на том месте и отдыхайте, тогда и отдохнете.
Лучшие места уступайте детям, пожилым, слабым и больным людям.
Считайте себя хуже всех – и будете лучше всех.
На всех участников распространяется «сухой закон».
Курящим надо стараться воздерживаться от курения. Курить, находясь среди участников крестного хода во время пути, на привалах и в палаточных городках запрещено.

Официальный сайт: www.kondakovo.ru.

Рекомендации собирающимся в крестный ход.

Прежде чем отправиться в крестный ход, знайте, что он нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе.
Не имеющий здоровья – просит себе здоровья.
Не имеющий семейного очага – просит себе суженную.
Сознающий свою греховность – просит оставления грехов.
Чтобы стяжать благодать и получить просимое, в народной традиции было давать обеты: пройти крестный ход в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, постясь. Если ничего не претерпеть, то это и не крестный ход.
Собираясь в крестный ход, необходимо еще находясь дома настраивать себя на битву со своими страстями.

Как добраться?

Предварительно следует узнать, не организуется ли поездка на крестный ход от паломнических служб, других Храмов. Помимо храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно традиционно организуется поездка от храма Успения Божией Матери в Троице-Лыково. Может быть вам удастся присоединиться к ним? Если нет, то можно добраться и общественным транспортом: автобусом, поездом, скоростной электричкой до Ростова. Далее 18 км до Борисоглеба. Есть рейсовые автобусы (8 раз в день). Можно добраться и на машине: по Ярославскому шоссе до Ростова. Не доезжая до центра города поворот налево на Углич. Машину можете оставить в Борисоглебе. Если следуете группой, то один из участников может перевозить вещи от одного места ночевки до другого. Только на ночлег в Зубарево нельзя проехать. На этой ночевке (конец третьего ходового дня) машины можно парковать в Давыдово. Там же есть возможность поставить палатки.

Что брать с собой?

1. Рюкзак. Даже если вы не понесете с собой вещи, то переносить их с места на место все равно удобнее с рюкзаком.
2. Туристический коврик.
3. Спальник. Можно не очень теплый. Температура ночью в это время года редко опускается ниже 15º.
4. Накидку от дождя. Если нет – то подойдет и зонт.
5. 2 пары обуви. Лучший вариант – кроссовки и резиновые сапоги.
6. Запасные носки.
7. 2-3 смены белья. Большинство участников идут в русских костюмах: мужчины – в косоворотках, женщины – в сарафанах.
8. Головной убор от солнца.
9. Кружку, ложку, миску.
10. Фляжку или пластиковую бутылку с водой. Основная трудность крестного хода – жара. Поэтому вода должна быть с собой постоянно. Не забывайте пополнять запасы воды на маршруте.
11. Продукты питания на перекус. Если двухразового питания вам недостаточно, то возьмите с собой орехи, сухофрукты, печенье, сухари. По пути следования есть магазины, но когда туда направляются сотни людей – вероятность купить что-нибудь ничтожна.
12. Умывальные и туалетные принадлежности.
13. Личные медикаменты. Хотя и есть машина скорой помощи, но предусмотрительность в плане своего здоровья лишней никогда не будет.
14. Сидушку.
15. Молитвослов.
16. Икону.
17. Деньги на пожертвования, непредвиденные расходы.

Где идти?

Это на самом деле важный вопрос. В начале крестного хода идут молящиеся с хоругвями, потом несут икону преподобного Иринарха, потом мощевик. За ними следует духовенство, затем – клирос. Даже не пытайтесь встать впереди них! Это запрещено!

Теоретически идти впереди немного легче, там и скорость повыше, но и искушений больше. Если вам неудобно идти в высоком темпе – займите место в середине паломников, если и тут все обгоняют вас, займите место в конце. Важно, чтобы темп передвижения вам подходил. Тогда вы не будете отвлекаться, а сосредоточитесь на молитве. На самом деле важно ни где идти, а как идти.

Как идти?

Обязательно с молитвой. Участники крестного хода постоянно поют молитвы. Наиболее распространенная – Иисусова: Господи Иисусе Христе сыне Божей, Богордицею помилуй нас! Как правило сначала ее один раз поют мужчины, потом женщины. И так чередуясь, молитва не прекращаются. Обращаются в молитвах участники крестного хода и к Богородице, и к Николаю Угоднику и преподобному Иринарху, поют Отче наш и Символ Веры. Можно молиться и про себя, но лучше вслух вместе со всеми. Естественно, что по ходу движения братья и сестры помогают друг другу.

Зачем идти?

Основное назначение крестного хода – совместная молитва и покаяние. Возможность исповедаться есть практически постоянно. Как правило, все паломники причащаются, а некоторые ни один раз. Вы не должны стать исключением. Одной из традиций этого крестного хода – является несение вериг преподобного Иринарха. На всех стоянках есть возможность примерить их, совершать поклоны и приложиться к иконе преподобного. Частички его мощей, а также Николая Чудотворца, Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Сергия Радонежского, Блаженной Матроны Московской, святых благоверных Бориса и Глеба следуют вместе с паломниками. К ним также есть возможность приложиться ежедневно.

Конечная цель крестного хода – колодчик преподобного Иринарха. Обязательно наберите там воды, но не пытайтесь быть при этом первым. Лучше иметь запас времени на обратную дорогу. Если он у вас есть, то вам удастся и искупаться в купели. Если времени нет, то набрать воду и окунуться можно накануне вечером.

Как питаться?

Если двухразового питания вам недостаточно, что берите с собой дополнительную провизию. Ничего нет зазорного в том, чтобы есть на привалах. Однако предусмотрите возможность разделить трапезу с ближним.

В некоторых населенных пунктах сердобольные жители выносят еду паломникам. Как вы представляете, накормить многотысячную толпу не реально. Лучше уступить это право детям, женщинам, старикам. От воды не стоит отказываться, но и устраивать из-за нее ажиотажа – тоже не надо.

Одному или в группе?

Если вы едете один, то это позволит вам больше сконцентрироваться на себе, своих грехах и может быть вы получите больше благодати, но «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Мф. 18,20). Будет все-таки лучше если вы пойдете группой. Чтобы не потеряться в толпе молящихся, предусмотрите одинаковую одежду или несите с собой отличительный символ – флаг (небольшой), небольшую хоругвь или занимайте место рядом с людьми в яркой одежде.

Собираетесь с детьми?

Проинструктируйте детей как себя вести и укажите, где вы будете встречаться, если потеряетесь. Этот маршрут проходят и маленькие дети, но это не означает, что каждому ребенку будет легко его пройти. Будьте готовы к любым искушениям. Дети быстро устают, но и быстро восстанавливаются.

Если вы путешествуете с детской коляской, то тщательно проверьте ее перед выездом. Примерно половина пути пролегает по лесным и очень неровным дорогам. Колеса должны быть большими, коляска должна легко складываться, если нет возможности на ней проехать. Сложнее всего идти с коляской по лесу после дождя. Будет лучше, если с вами пойдут мужчины, чтобы оказать вам помощь.

Как выбраться?

По окончании крестного хода большинство паломников разъезжаются на автобусах. Не стесняйтесь спросить, есть ли у них свободные места. Можно выбраться и общественным транспортом, но в воскресные дни автобусы переполнены и бывали случаи, что водители не останавливались на остановках, где стояли паломники. Вариант проезда на такси тоже возможен, однако стоимость услуг местных извозчиков в дни крестного хода возрастает вдвое. Обратно можно добираться как через Ростов, так и через Углич. Далее автобусами, поездами. На всякий случай лучше иметь день в запасе, а билеты стараться приобрести заблаговременно.

Ангела Хранителя Вам и Божией помощи!

Побывал, подготовил и написал раб Божий Алексей Машковцев.


Возврат к списку

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина