Торжество Православия. 23 февраля / 8 марта 2009 г.

Проповедь на Торжество Православия

23 февраля / 8 марта 2009 

Ин., 5 зач., I, 43-51.

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 
44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 
45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 
46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 
49Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Неделя, которую мы сегодня с вами празднуем, именуется неделей Торжества Православия.

Этот праздник был установлен тогда, когда окончательно утвердилось почитание святых икон. Иконоборческая смута бушевала в христианском мире довольно долго, где-то около полутора веков. Она возникла из-за разных соображений – политических, вероучительных, но главным ее источником были страсти человеческие. Научаемые дьяволом, они настолько возмутили весь христианский мир, что он разделился на иконоборцев и иконопочитателей.

Были даже организованы иконоборческие соборы, которые поддержали и попытались утвердить эту ересь. Конечно, здесь действовали могущественные политические силы, недовольные укреплением роли Церкви в государстве. Почему объектом их нападок стало почитание икон? В основном из-за того, что иконы и святые изображения были любимы и священниками, и монахами, и обычными верующими людьми. Чтобы ослабить влияние священства и монашества на ход событий в государстве, императоры-иконоборцы и поддержали всю эту иконоборческую смуту. Политическая борьба стала, таким образом, одним из ее движущих позывов. Так происходит всегда, когда люди, наделенные огромной властью, хотели использовать Церковь как инструмент своих интриг.

Конечно, земная Церковь тоже небезгрешна. Те люди, которые состоят в этой Церкви, могут быть подвержены всяческим грехам. Иногда их грехи превосходят меру и терпение Божье. И тогда Господь посылает нам такие вот смуты, как, например, опустошившая нашу страну смута 1917 года. Точно так же, много веков назад ниспослал Господь арианскую и иконоборческую смуты, которые очень долго длились и очень тяжело были уврачеваны.

Но Церковь так устроена, что в течение ее земного существования Господь очищает ее от всего наносного и лишнего. Земная Церковь становится после тяжких испытаний еще ярче, еще чище, еще светлее. Вот и после иконоборческой смуты, когда она была пережита Церковью, ясно было сказано, что иконы – это не идолы, которым поклоняются невежественные люди, а священные изображения. Воздавая поклонение образу на иконе, мы воздаем поклонение первообразу, то есть тому лицу или событию, которое явилось в какой-то момент в человеческой истории. Через иконы почитаем мы и Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистую Богородицу, и всех тех святых, которые процвели в исторической жизни Церкви.

И иконоборчество, в конце концов, было осуждено на Седьмом Вселенском Соборе, хотя иконоборческая смута не прекратилась и после этого. Но, в конечном итоге, и Церковью, и Императорской властью было утверждено иконопочитание, которое мы сейчас с вами принимаем как совершенно должное. Оно неотъемлемо от всего, что есть в Церкви. Когда мы входим в Храм, нас встречают дорогие нам лики Спасителя, Пресвятой Богородицы, лики святых угодников Божьих. Благодаря этому мы оказываемся как бы в окружении дорогих нам людей, святых, которые молятся за нас и которые помогают нам в нашем восхождении к Богу. Без икон мы уже никак не можем представить себе нашу Церковь, потому что это ее совершенно неотъемлемая часть.

А в те далекие века из-за этого возникла последняя серьезная смута во Вселенской Церкви, потрясшая ее уже после того, как были утверждены все основные догматы: о Святой Троице, о Пресвятой Богородице, о Лице и Существе Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нашей Церкви нужно было также утвердить почитание святых икон. Когда оно было окончательно установлено, тогда и было утверждено Торжество Православия. В этот праздник вспоминаются все те спасительные истины, которые оставила нам Святая Церковь на своих Вселенских Соборах. Мы помним также и то, что Она предала анафеме все душепагубные учения, которые отводят нас от истины и приводят к неправильным мнениям о Боге, о Святой Церкви, о святых.

Сегодня мы с вами будем особенным образом отмечать день Торжества Православия. В этот день служится особенный молебен, посвященный Торжеству Православия, читаются особые стихи, поются особые песнопения. Они возвышают в нашей душе ту радость, которую дал нам Господь, когда даровано нам было это богатство церковного учения, учения о церковной жизни и церковное предание.

Конечно же, в Торжестве Православия была нам явлена милость Божья. Поэтому не зря празднуется оно после первой недели Великого Поста. Святая Церковь и люди, Ее составляющие, отрешаются от земных забот и хлопот в начале Великого Поста, стараются провести это время в покаянии, посвятить его молитве и общению с Богом. Во время Поста, когда мы отказываемся от определенных видов пищи, развлечений, греховных пристрастий, Господь проливает в наши сердца ту милость, которая изобильно пребывает в Святой Церкви. Это происходит, только если мы потрудились, сделали достаточное усилие, чтобы отрешиться от мирских похотей и пристрастий. Чтобы, отрешившись и от пищи, и от каких-то развлечений, приблизиться к Богу. И мы стараемся, чтобы наш ум и душа были поглощены Божественными истинами и покаянным настроением. И поэтому, когда мы причащаемся святых Христовых Тайн, когда вся Церковь соединяется с Единым Телом Господа нашего Иисуса Христа, она становится уже видимым Телом. И это мы ощущаем и в самих себе, и в окружающих. Когда мы соединяемся друг с другом в единое Святаго Духа Причастие, тогда мы становимся едиными во Христе. Тогда это церковное единство становится для нас совершенно ясным и очевидным.

Вот это и есть Торжество Православия! Торжество Православия в нашей жизни, Торжество Православия в жизни Церкви. Торжество Православия, которое видимо для многих окружающих. Дай Бог нам ощутить в душе ту радость, которую дает нам Господь, которая превыше всяческой радости мирской. Которая дается нам через приобщение к Богу, через соединение в Причастии друг с другом, через соединение в Святую Церковь. Когда наша вера в Единую Святую и Апостольскую Церковь становится нашим видением, явно реализуясь среди нас, Православных людей.

Храни всех Господь и Божья Матерь. С Праздником!

Аминь

 
Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина