Неделя о самарянке 4/17 мая 2009 г.

Проповедь на неделю о самарянке

4/17 мая 2009 


Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодняшняя неделя, которую празднует Церковь, именуется неделей о самарянке. Мы с вами слышали Евангелие о самарянке, где в самом начале своего общественного служения Господь говорит уже о том Духе, который должны будут принять люди верующие в него, и что этот Дух будет для них источником жизни вечной. Это случилось, когда Он шел из Иудеи в Галилею, уходя от мести фарисеев, и остановился около колодца известного всем в Самарии.

Самария была полуязыческая страна, и иудеи воспринимали самарян как полуязычников. Дело в том, что самаряне принимали только закон Моисея, только пять книг из Ветхого Завета, и не принимали все остальное, то есть все остальные пророчества. У них был свой храм, в котором они поклонялись Богу, который построил один из самарянских царей, чтобы избавиться от политического влияния соседней Иудеи. И этот храм стал предметом постоянных раздоров между иудеями и самарянами.

И Господь пришел к колодцу, немножко опередив своих учеников, которые пошли купить пищу в близлежащем селении. Он сидел около этого колодца, когда подошла женщина самарянка. Как мы слышим в дальнейшем из Евангелия, иудеи по традиции вообще не прикасались к самарянам. Они настолько почитали самарян неправедными, что даже прикосновение к ним считалось нечистым. Не говоря уже о том, что недопустим был никакой разговор с ними. И женщина, которая пришла к колодцу, в представлении фарисейском была человеком никак не способным к каким-то духовным восприятиям. То есть она была человеком, способным только делать чисто механические вещи: вести хозяйство, воспитывать детей, и заниматься своим чисто женским делом. Никто с женщинами о каких-то духовных вещах никогда в то время не говорил, поскольку это казалось чем-то кощунственным.

И вот Господь, который пришел для спасения всего мира, начал говорить с женщиной о духовном. Он начал говорить с ней, с самарянкой, которая как представительница своего племени, была, в понятии всех окружающих, была недостойна, чтобы с ней вообще о чем-то говорили. И Господь, презрев все эти условности человеческие, начал с ней говорить, увидев в ее глазах, и прозрев в ее душе, что она готова принять то Слово Божие, которое Господь принес на землю. Принять то учение, которое Господь принес на землю.

Он начал говорить с самарянкой о той воде, которая является прообразом Благодати Святаго Духа, которую должны принять все люди, верующие в Господа Иисуса Христа. Начался разговор с того, что сказал Господь: «Дай Мне пить». И после этого, начав с разговора о воде, которая была в колодце, Господь очень мудро перешел к разговору о той Благодати Святаго Духа, которую должны принять все люди, верующие в Господа. Он говорил ей об источнике Святой воды, имея в виду Благодать Святаго Духа, которая будет у людей источником жизни вечной.

Не зря мы читаем это Евангелие вот в этот период с Воскресенья до Пятидесятницы. Праздник Святой Троицы – это как раз то событие, когда ученики Христовы и все мы с вами принимаем в свою душу Благодать Святаго Духа. Потому что Святой Дух сходит на Церковь, сходит на верующих в Господа Иисуса Христа и делает их особым народом, особыми людьми, которые живут ради Царства Небесного. Своими силами жить ради Царства Небесного невозможно. Это можно сделать только Божьей силой. И после Вознесения Христа на Небо Господь послал Святаго Духа на Свою Церковь, и Святой Дух теперь оживотворяет все действия, которые совершаются в Церкви, и дает верующим благодатную силу. Это не просто какие-то воспоминания, это Благодатная сила, которая дается нам, чтобы жить без греха в мире, который поглощен грехом. Эта сила делает нас особыми людьми, с особой силой, с особыми возможностями преодолевать тот грех, который есть у нас.

И вот Господь об этом и говорит с самарянкой. И в конце своего разговора самарянка настолько уверовала в то, что тот человек, который сидит перед ней есть именно тот Мессия, которого ожидают все иудеи, а также и самаряне, что она оставила свой водонос, оставила свое ведерко, с которыми она пришла на колодец, и побежала к своим соотечественникам, чтобы поделиться этой радостью. И настолько было велико ее воодушевление, настолько было очевидно, что она на самом деле увидела что-то необычное, что через некоторое время, как повествуется в Евангелии, пришли эти люди из города. Целая толпа пришла, чтобы увидеть то, что увидела самарянка. Эта женщина, видимо, была не в особом почете у местных жителей. Она имела пять мужей, и в тот момент, когда она встретилась со Христом, она незаконно жила со своим шестым мужем, который еще и не был ей мужем. Все знали ее как такую полу-блудницу и не особо ее почитали. Но, тем не менее, та радость, которую Господь передал ей, дала ей такую силу и такое воодушевление, что люди поверили даже и ей. И прибежали все на этот колодец.

И потом, когда Господь остался в городе, ему сказали жители, что они веруют теперь не по слову этой женщины, не по слову самарянки, а потому что видели Его воочию. Господь начал свою проповедь для иудеев, то есть для тех к кому Он должен был прийти по Ветхому Завету. Но своей жизнью и своей проповедью Он показал, что Его учение – поистине вселенское. Он проповедывал и грешникам, и праведникам, и язычниками, и иудеям, сообразуя этим то, что дальнейшие действия слова Божия, дальнейшее действие христианской проповеди распространяется на весь мир. Не только на паству иудейскую, которая имела Завет, готовивший ее к принятию Мессии, но и на весь мир, чтобы мир пришел к познанию Истины.

И поэтому та радость, которую Господь вселил в душу этой самарянки, была предназначена для всего мира. Для всех тех людей, которые готовы были принять эту Благодать. Какие бы они не были, какого бы они не были цвета кожи, какой бы не был язык, какие бы они не были грешные или праведные, Господь пришел для всех. Для всех и для того, чтобы принявшие Его и отринувшие от себя грех, приняли Благодать Святаго Духа, и жили в дальнейшем ради того, чтобы соединиться с Богом в Царстве Небесном.

Но, слушая это Евангелие, мы видим как мирская суета вначале поглощала эту женщину. Христос в самом начале своей беседы с ней никак не мог перевести разговор с вещей чисто материальных, с разговора о простой воде. Самарянка поначалу думала, что Он ей даст какой-то чудесный источник, чтобы ей не ходить за этой водой постоянно. Колодец этот был далеко от ее дома, и нужно было долго идти сюда из города, чтобы набрать воду. Она хотела облегчить себе жизнь, а Господь дал ей то, что не облегчит, а преобразует ее жизнь: благодать Святаго Духа. И при этом вода и другие житейские проблемы окажутся на втором или на третьем месте в ее жизни.

И вот это одушевление благодати Святаго Духа Он дал этим полу-язычникам, дал этой не очень благочестивой женщине. И они приняли эту благую весть. Известно, что в дальнейшем вот эта женщина, которую звали Фотиния, то есть Светлана по-русски, жила и проповедовала слово Христово и претерпела мученическую кончину. Причем эту мученическую кончину она претерпела тоже в колодце. Ее сбросили, так же как и наших Царственных Страстотерпцев, в колодец. И там, в колодце она увидела Христа. Как началось ее духовное рождение около колодца, где Христос ей проповедывал, так и земная жизнь ее закончилась там. И от этого колодца она пришла к жизни вечной, будучи уже христианской святой.

Сейчас как раз то время, когда мы пропитываемся, и в себя впускаем, и усваиваем ту радость, которую Христос принес нам в своем Воскресенье и готовимся к принятию Святаго Духа, которое нам дается в Праздник Святой Троицы. Молитву специальную будем читать о принятии Святаго Духа для того, чтобы Господь Святой Дух нас одухотворил и сделал новыми людьми, новой тварью. И сейчас, вспоминая вот это событие, в тот момент Церковного года, который мы сейчас переживаем, мы должны еще раз вспомнить, что сейчас происходит. Мы не просто приходим каждое воскресенье в храм для того, чтобы помолиться, исполнить свой долг перед Богом. Нам надо еще помнить о том, что каждое воскресенье имеет какой-то свой смысл. Это особенно важно в недели между Пасхой и Пятидесятницей, когда мы готовимся к принятию Святаго Духа. В это время нет никакого поста, в это время радость Воскресения Христова преисполняет нас. Она, может быть, не так преисполняет, как это было в Праздник Пасхи, но, тем не менее, следы ее в нас остались. Следы этой радости будут с нами присутствовать до самого Праздника Святой Троицы. И тот Утешитель, о котором Господь говорит, Святой Дух, придет и возвестит нам все, всяческую Истину. К этому принятию Святаго Духа мы с вами сейчас, в этот момент Церковного года, готовимся.

Так что призываю вас внимать к себе, чтобы никакие житейские заботы не отняли нас у Бога, как пытались отнять житейские заботы эту женщину, самарянку. А Господь ее все равно привел к Себе. Мы должны помнить слова Господа: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам». И каждое наше действие должно одухотворяться памятью о Боге, памятью о спасении, трезвением нашем. Потому что бес как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить в любое время. И во время поста, и в это время, и когда угодно. И он ждет только, чтобы мы немножко расслабились и отошли от Бога, чтобы нас утянуть подальше от Бога. Втянуть в суету и отстранить от Бога.

Вот женщина эта, самарянка, возвысилась от земной суеты и пришла к познанию Бога. И нам надо тоже не забывать, что в земной жизни нам нужно постоянно помнить о том, ради чего мы живем. Тогда наша жизнь будет заполнена, и осмыслена, и радостна. И Святой Дух, который пребывает в Церкви, и который особым образом снизойдет на нас в день Пятидесятницы, освятит нашу жизнь еще раз. Еще раз освятит и даст нам новые силы, чтобы жить ради Христа в этой жизни, которая нас от Христа отторгает.


Христос Воскресе!
Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина