Отдание Воздвижения Креста Господня. 21сентября/4 октября 2009 г.

Отдание Воздвижения Креста Господня

21сентября/4 октября 2009

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1. 


34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Мф., 62 зач., XV, 21 - 28.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня - день отдания праздника Воздвижения Креста Господня. И в Евангельском чтении сегодня мы слышали наставление Господа нашего Иисуса Христа о несении Креста. «Кто хочет идти за мной, возьми крест свой, и следуй за мной. Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее». Душа – это жизнь человека в Библейском понимании. Кто возьмет крест свой и будет идти, не останавливаясь и не сомневаясь, за Христом, тот, конечно же, свою душу в земном смысле будет губить, потому что может потерять и здоровье, и имущество, и всяческое высокое мнение о себе.

Но жизнь наша так устроена, и Господь так создал мир, что тот, кто больше всего берет на себя, тот больше всех и получает. И вот оказывается, что чем человек больше теряет в своей жизни, тем больше он приобретает, и даже в материальном смысле. Если мы, не задумываясь о последствиях, не задумываясь о своем здоровье, не задумываясь о своих силах ослабевающих, берем на себя то, что дается нам Господом, берем тот крест, который нам дается, то Господь дарует нам гораздо больше, чем мы можем получить лишь своими трудами. Мы можем надеяться на себя и своими силами зарабатывать себе на жизнь и обеспечивать себе существование, а можем забыть про все это и взять свой крест и нести его вслед за Господом. Тогда мы уже попадем в руки Бога, в которых находится все, что есть в мире. Не случайно слово «богатство» имеет тот же корень, что и слово «Бог», ведь Господь может все это нам дать, если бы только это было полезно для нашей души. Он давно бы дал нам все, что нам надо, давно бы дал все те блага, которые есть у Него, которые приготовил Он для нас, если бы это было нужно для нашего спасения.

Но в том-то и дело, что мы не готовы принять все эти блага, мы не готовы, как следует, ими воспользоваться, окажись они в нашем распоряжении. Если дать нам все это бесконечное здоровье, бесконечное богатство, дать нам все, что мы хотим иметь, то пользы от этого не будет никакой. Будет только вред, мы только возгордимся, вознесемся, и будем жить ради наслаждения, ради всего этого богатства. А жить нам надо не ради богатства, а ради Царствия Божия, потому что в этом есть единое благо и единое счастье человека, который живет на этой земле. Никакими земными благами, как мы все прекрасно знаем, мы не можем насытиться. Что-то у нас есть, что-то мы еще получаем, но, в конце концов, все это нам надоедает, и мы ищем что-то новое, более интересное, более богатое. И так все время. Живя так, мы, в конце концов, впадем в уныние, потому что мы никогда не сможем получить всего того, что хотим, потому что хотим мы все больше и больше. И это нас ведет не к радости, а, наоборот, к унынию, к отчаянию, и ко всяческим грехам, в которые впадает наша душа из-за отсутствия того, что мы хотим, из-за отсутствия всех этих благ, которых мы желаем.

А если мы несем крест, то само по себе несение креста дает нам радость. Само по себе это несение дает нам ту благодать, которую Господь дарует всем, кто идет за Ним и несет этот крест. И слова Господа: «Ищите прежде Царствия Божия, правды Его, а все остальное приложится вам», тоже исполняются на жизни несущего свой крест. Поэтому мы поклоняемся Кресту, хотя понимаем, что по человеческим меркам это может выглядеть как безумие. Как говорил апостол Павел, для иудеев Крест – это соблазн, а для эллинов – безумие. Безумие – жить, для того чтобы нести крест, безумие – жить и испытывать страдания, и от них не уклоняться. Это безумие для тех, кто живет по-язычески. Но для христиан, для нас с вами, которые хотят быть христианами, несение креста – это то, что дает нам ту радость и то благо, которую Господь принес на землю. На этом пути мы вступаем в область не человеческую, не материальную, мы вступаем в область духовную, которая превыше всякого нашего понимания. Но Господь дает нам помощь в этой области, когда мы в нее вступаем, и тогда исполняются все те слова Евангелия, которые мы читаем в Священном Писании.

И вот в Евангелии мы видим женщину из пределов Тирских и Сидонских. Это хананеянка, язычница, которая тоже несла свой крест: у нее была больная бесноватая дочка, которая страшно страдала. Настолько она страдала, что даже притупились все ее чувства, и она уже как бы не чувствовала своих страданий. Она мучалась, но все ее существо настолько к этому привыкло, что страдания как бы проходили мимо нее. Кто видел людей бесноватых, тот знает, что они могут даже не чувствовать этих страданий, но подспудно в них существует ощущение того, насколько это тяжело. Но гораздо более страданий дочери были мучения самой этой женщины-хананеянки. Когда она увидела Спасителя, то сказала ему: «Господи помилуй, Сыне Давидов, помилуй меня, потому что дочка моя очень сильно беснуется». И Господь, испытывая ее веру, прошел мимо, как бы и не обратил внимания на ее крики, на ее вопли. Тогда ученики, шедшие рядом со Христом, сказали: «Господи, помоги ей, ведь она причиняет нам столько неудобств, она вопиет вслед нам, она ходит за нами и кричит». Когда Господь обратился к ней, и сказал, что нехорошо отнять хлеб у чад и бросить его псам, она Ему еще раз сказала: «Господи, помоги мне». Этими словами она уже исповедовала Иисуса Господом, не просто сыном Давида, а Господом, который пришел, чтобы ее спасти.

Господь сказал, что нехорошо отнять хлеб у чад, потому что Бог готовил еврейский народ к Своему пришествию долгое время, несколько тысячелетий. И когда Христос пришел, он обратился со своей проповедью и своими чудесами, прежде всего, к еврейскому народу, который был избран, чтобы принять эту проповедь о Царствии Небесном. Но по разным причинам, о которых мы с вами много говорили, этот народ оказался не готов принять Царствие Небесное. Поэтому, уже после того как Христа распяли, апостолы пошли к язычникам, чтобы проповедовать им слово Божие. И оказалось, что язычники гораздо глубже и гораздо сильнее восприняли слово Божие, чем те люди, которые должны были, как казалось, первыми принять это слово в свою душу и сделать руководством для своей жизни.

Вот эта женщина-хананеянка была одной из тех первых язычниц, к которым обратился Господь, которых Он исцелил. Оказалось, что ее вера как раз такая, которую Господь ищет в нас, которую Он искал от своих чад, к которым Он пришел. Вера, которую показала эта женщина - это вера человека, не надеющегося на себя, это вера смиренная, терпеливая, но настойчивая. Женщина выказала такое смирение, которое нам кажется даже сродни самоуничижению. Услышав сравнение с псами, она ответила, что «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И тогда Господь, с любовью и уважением глядя на эту женщину, как на полноправного члена Царствия Небесного сказал: «Иди, женщина, потому что вера твоя спасла тебя».

Он обратился к ней уже так, как будто бы именно к ней пришел Он с проповедью Царствия Небесного. Испытывая ее веру, Он увидел ту степень смирения и ненадеяния на себя, которая должна быть у человека, который обращается к Богу. Если мы с гордым сердцем обращаемся к Богу, как фарисей из притчи или обращаемся, считая, что Он должен нам что-то дать, то Господь нас не слышит. Ведь тогда наше сердце закрыто для Бога, мы просто сами не можем воспринять ту благодать, которую Господь нам дает. Только когда мы обращаемся к Богу как эта хананеянка, жительница пределов Тира и Сидона, или как тот мытарь, который почувствовал и исповедовал свою греховность, когда мы обращаемся с таким осознанием к Богу, как было у этих людей, только тогда мы получаем от Господа прощение и благодать.

В Священном Писании сказано, что даже мать не любит так свое дитя, как Бог любит нас. И вот когда мы понимаем, что Господь настолько свят, что наша душа и жизнь совершенно не сравнима со святостью Божества, когда мы понимаем, что мы совершенно грешны, совершенно немощны в своей жизни, и можем лишь обращаться к Богу только как к всемогущему Господину и бесконечно любящему нас Отцу, вот тогда Он слышит нас. И когда мы обращаемся к Нему с таким расположением сердца, то Господь нас слышит. И это не потому, что Он хочет нас как-то уничижить, как, казалось бы, Он хотел уничижить эту хананеянку. Господь хочет, чтобы мы сердце свое смирили, избавили его от всяческой гордости и всяческого самомнения, избавили его от надеяния на себя. И тогда наше сердце, на самом деле, открывается к Богу.

Так цветок совершенно доверчиво открывается к солнцу, хотя может пойти дождь, может пойти град, но он отдает себя солнцу, и поэтому получает от солнца то, что ему надо. А если он закроется, то ничего не получит, и не вырастет, и не приобретет той красоты, которую Господь задумал в этом цветке. Также и наше сердце, если оно откроется Богу с полным доверием и с полным сознанием своего несовершенства и нищеты, тогда Господь даст нам ответ на те прошения, которые мы к нему обращаем.

Дай Бог нам обрести эту веру, дай Бог нам из этого Евангельского примера обрести тот образ молитвы, с которой мы должны обращаться к Богу и получить ту благодать, которую Господь принес на землю. И ту благодать, которую Господь готов дать каждому из нас в сердце, чтобы оно исполнилось великой и неизреченной радости общения с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина