О богаче и Лазаре. 26 октября / 8 ноября 2009 г.

Притча о богаче и Лазаре

Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Сегодня Святая Церковь нам предлагает чтение из Евангелия притчи Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре. Мы все ее прекрасно знаем, но каждый раз, когда мы ее читаем, мы находим в ней что-то новое, нужное для нашей душевной пользы, для нашего спасения.

Господь поведал, что был некий богатый человек, который праздновал блистательно каждый день. Каждый день у него были пиршества. Он жил, ни в чем себе не отказывая, и призывал к этому своих друзей, которые праздновали с ним. И около стен его дворца, около дверей его дворца лежал Лазарь – нищий, который питался крохами со стола этого господина. И настолько было Лазарю плохо, что даже псы подходили и лизали его струпья. Он был не только голодный, но еще больной и расслабленный, и не мог ходить - иначе собаки побоялись бы подходить к нему. То есть мы видим, что Лазарь был совершенно в бедственном состоянии. В этом внешняя канва притчи, повествующая о том, что происходило на земле.

И вот эти два человека умирают. Умер нищий и был взят ангелами на лоно Авраамово. Как оказалось, тот, который был уничижим, жил в холоде и голоде, после смерти был взят в райские обители – лоно Авраамово. И умер богатый, и погребли его. Про него ничего не говорится, куда он был взят, сказано только, что его погребли. Жизнь его земная была вся сосредоточена на земных радостях и ценностях, а о смерти его нам лишь сказано, что погребли его. Понятно, что погребение это было торжественно, с кипарисовым гробом и тордественными речами, со многими гостями. В притче говорится только о земной жизни богатого, но когда Господь обращает наш взор на мир иной, в который пришли и Лазарь, и богатый, то перед нами предстают мучения богатого. Они были настолько тяжки, что когда тот посмотрел на блаженства Лазаря, то попросил Авраама, чтобы он послал Лазаря хотя бы омочить свой палец и дать ему его облизать, чтобы хоть немножко эти мучения облегчить. Но ответ был, что это невозможно, поскольку богатый уже получил на земле все, что хотел, а Лазарь же получает свое воздаяние на лоне Авраама.

Итак, в притче говорится о двух людях: о том, кто страдал, и о том, кто блаженствовал в этой земной жизни. Мы прекрасно понимаем, что и бедный человек может отличаться таким сребролюбием, каким не обладает и богатый, если он всю свою жизнь и все свои усилия направляет на попытки обогатиться и завидует тем, кто уже обогатился. Сребролюбие такого нищего может быть гораздо больше, чем пристрастие к богатству самого богатого человека. Но Лазарь, по всей видимости, был не такой. Он с совершенным смирением принимал то, что ему было дано Богом. Он довольствовался тем, что у него было, и надеялся только на Бога. И Господь через вот этих собачек посылал ему облегчение. Когда они слизывали струпья Лазаря, они немножко облегчали его мучения, его страдания. Их слюна немного целебная, и Господь вот таким образом посылал ему маленькое облегчение.

И, с другой стороны, мы видим этого богатого, который всю свою жизнь, все свои радости полагал в земной жизни. Ему были ниспосланы все эти богатства, к которым он успел привыкнуть. Он уже не задумывался, что кто-то там нуждается, что кому-то что-то крайне необходимо. Только крохи с его стола падали нищим, стоявшим около его дома. И вот эта земная жизнь, которой был поглощен богатый, привела к тому, что, в конце концов, ни капли в его душе не осталось того, что могло бы соединять его с Небом. И поэтому он попал в место страданий, в ад. И там та земная жизнь, и те земные радости, которыми он наслаждался в этом мире, вместе с телом от него отошли. И осталась только пустота и то душевное нечувствие, которые он приобрел в течение всей своей жизни.

И вот эта пустота, и это душевное нечувствие как раз и наполняет то место, которое мы называем ад. Это состояние можно сравнить с бесконечно малой величиной, говоря языком математики, которая постоянно уменьшается и никогда не становится нулем. И вот эта пустота, постоянно уменьшающаяся пустота, наполняет ад. И каждая душа, которая туда прибывает, ощущает эту пустоту и чувствует, что никак не может эту пустоту наполнить. Почему? Потому, что в своей жизни земной она нисколько не заботилась о том, чтобы приблизится к Небесным радостям и к Небесным ценностям, которые даются нам через крест Господень. Такой крест смиренно нес Лазарь, который питался крохами, падающими со стола господина, и в своей душе терпеливо переносил уготованную ему участь. Но она была уготована ему для того, чтобы получить воздаяние в Царствии Небесном.

Эта притча напоминает нам о нашем состоянии. На земле мы вряд ли будем в таком положении, в каком был Лазарь, или в каком оказался богатый. Ведь в нас есть и пристрастие к земному, и какое-то стремление к Небесному. Но Господь будет нас судить на Страшном Суде по тому, что перевесит. То ли перевесит желание Небесного Царства, желание Небесных благ, то ли желание земных благ. Небесные блага нам здесь особо ничего не обещают, и по земным меркам мы склонны к тому, чтобы получать наслаждения, испытывать радости, стремиться к мнимому счастью от того, что мы хотим или можем приобрести. Если это не одно, то что-то другое, или третье. Если это не материальное богатство, то это почет, власть, слава, которые тешат нас здесь, на земле. Но все эти ценности не будут иметь никакого веса, когда мы перейдем в мир иной.

И притча эта напоминает также нам, что если мы живем ради земного, то, в конце концов, пристрастие к земному приведет нас к такому плачевному состоянию уже здесь на земле. Душа наша создана по образу Божьему, душа наша по природе христианка, и поэтому мы никогда не сможем насытиться земными благами. И сколько бы мы ни искали умножения земных благ, умножения земных радостей, это все равно нас никогда не утешит. Если же мы преодолеем себя и начнем жить по-христиански, ради Христа, ради того чтобы стяжать ту благодать Божию, которую Господь дает всем, но которую получают лишь те, кто живет по заповедям Христовым и несет свой крест, то тогда мы сможем уже в этой земной жизни начать не только приближаться к бесконечному Царствию Небесному, которое ожидает нас после смерти, но и уже здесь ощущать ту Небесную радость, которую Господь дает людям, живущим по его заповедям, и несущим свой крест во славу Божью.

И такой перелом в нас обязательно должен произойти. Святой Феофан Затворник написал труд «Путь ко спасению», где изложил кратко все учение Церкви о том, как нам идти ко спасению. Так вот первое о чем он там сказал, это чтобы начать такой путь, нужно чтобы в нас возникло воодушевление, горение к стяжанию Небесных благ, жизни по Евангельским заповедям, жизни по заповедям Христовым. И когда это желание появляется, мы делаем только первый шаг по ступенькам движения к Богу, движения к святости.

Этот шаг, на самом деле, делают очень немногие. Причина в том, что наша мысль постоянно забивается земными заботами, земной суетой. В прошлый раз в притче говорилось о семени, которое пало в терние, то есть земную суету, за которой мы забываем о том, для чего мы живем. И эта земная суета, в конце концов, превращает нас в своих рабов, не способных сделать никакого доброго шага. Мы руководствуемся только земными интересами. И если мы этот барьер все-таки преодолеем, если начнем жить ради несения креста Христова, ради исполнения заповедей Господних, то Господь даст нам ту радость, которая будет прибывать с нами во все дни нашей жизни, что бы с нами ни случалось здесь на земле, и будет семенем того, что нас ожидает за гробом.

Это то, о чем нам нужно задуматься, помня о том, что мы умрем. Если мы посмотрим на наши действия беспристрастно, то увидим, что ведем себя так, как будто мы будем жить вечно. Мы обустраиваем свою жизнь, мы хотим сделать ее все лучше и лучше, и уподобляемся тому человеку, который находится на тонущем корабле и который, зная, что все равно потонет, тем не менее, лихорадочно оклеивает свою каюту и обустраивает ее для более комфортной жизни. Мы все прекрасно знаем, что умрем, но живем так, как будто этого не будет. Как раз о памяти смертной говорит нам эта притча. Но она не должна нас ввергать в уныние, наоборот, она дает стимул, двигатель для нашей духовной жизни. За нашей телесной смертью следует Страшный Суд, в результате которого мы пойдем либо на лоно Авраама, либо в то место, где мучался богатый. И эта память должна присутствовать в нашей жизни, как христиан. Мы должны жить, следуя словам учителей христианских первых веков о том, что мы завтра, или сегодня, или прямо сейчас можем умереть. Вот тогда мы будем жить по-христиански.

Об этом нам напоминает эта притча. Она напоминает, что наша жизнь не вечна, напоминает о том, как надо жить в этой жизни, чтобы стяжать жизнь вечную, чтобы нам удостоится гласа Господа нашего Иисуса Христа. Своим избранным и тем, кто живет ради стяжания Царствия Небесного, Господь говорит: «Прейдите, благословение уготовите Царство от сложения мира».

  Аминь.
 
Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина