Вход Господень в Иерусалим 30 марта / 12 апреля 2009 г.

Проповедь на вход Господень в Иерусалим 

30 марта / 12 апреля 2009 


Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 


2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, братья и сестры, мы с вами, как в свое время древние иудеи, встречаем Господа с ветвями вербы, которые заменяют финиковые ветви в нашей полосе. А иудеи встречали Христа с ветвями финиковых пальм, которые лежат вот здесь, перед праздничной иконой. Они позволяют нам как-то ярче, сильнее представить те времена и события. Финиковые пальмы были тогда символом царской власти, царского достоинства. Поэтому ветвями с этих пальм встречали Господа древние иудеи, которые стояли у входа в Иерусалим. Они радовались и торжествовали, когда Царь Израилев входил в Святой город через Золотые врата.

Но вспомним о том, что Господь перед входом в Иерусалим воскресил Лазаря, и что эти два события очень связаны одно с другим. И даже тропарь в честь Входа Господня в Иерусалим такой же, как вчерашний тропарь праздника воскресения Лазаря из мертвых. Потому что этим чудом, совершенным накануне входа в Иерусалим, Господь показал свою Божественную власть. Это не было воскрешение человека, который вот только что умер, а может и не совсем умер, а мог всего лишь уснуть, или впасть в летаргический сон. В Евангелии повествуется совершенно определенно, что когда Лазарь умер, прошло четыре дня, и тело его уже начало разлагаться, и уж запах тления ощущался всеми. В таком жарком климате, как в Палестине, не оставалось абсолютно никакой надежды на какое-то человеческое врачевание Лазаря. Но Господь, придя и сказав около гроба, «Лазарь, гряди вон!», показал нам свою Божественную силу. Показал, что Он – владыка всех законов природы, в том числе и закона распада материи, который владеет всеми нами и всем миром. И Лазарь, явный мертвец, воскрес и вышел вон из своего гроба, когда никакой надежды на человеческое воскресение не могло быть в принципе.

И вот это чудо настолько явило силу и Божественную власть Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, что слух о случившемся прошел по всей Иудее. И собрались многие ее жители в Иерусалим, поскольку пришли они туда на Пасху по традиции иудейской. Но в те дни они хотели увидеть того самого Лазаря, которого воскресил Великий Пророк и Великий Учитель. И очень хотели увидеть самого Иисуса, который совершил такое великое чудо. И вот эти люди пришли навстречу Господа и встречали его со всяческими почестями.

Мы видим, что простые люди готовы были принять своего Мессию, которого они и их предки ожидали в течение очень долгого времени. Которого предсказывали Боговдохновенные пророки, и о котором учили все праведные учителя. Поэтому простые люди принимали Его с чистым сердцем. Но были и другие, имевшие в своих умах и сердцах совсем иные представления о Христе. Это были вожди народа иудейского, у которых были совсем другие планы будущей жизни, и которым Спаситель стал помехой. Они предпочли ложь, несмотря на то, что при них исполнились на Христе фактически все библейские пророчества о Мессии. В том числе и пророчество Михея, что взойдет Он на маленьком жеребенке в Царский Град, которое тоже сбылось. И все ясно видели, что все эти пророчества исполняются. Но настолько жажда владычества затмила глаза и души первосвященников и руководителей иудейского народа, что даже то необыкновенное чудо, которое совершил Христос – воскрешение Лазаря – не вдохновило их и не убедило их в Божественной власти Спасителя. Наоборот, именно после этого чуда они уже окончательно решили убить Христа. И, как повествует Евангелие, начали искать любые возможности для осуществления своего замысла.

Вход Господа в Иерусалим – это событие, которое должно было свершиться по пророчествам. И Господь с торжеством вошел в сей град. Он вошел как Царь, как Владыка, и весь народ встречал Его с таким же настроением. Но мы знаем, что ожидает нашего Спасителя после того, как Он вошел в Иерусалим. Его ожидает Страстная Седмица, то есть страсти Христовы. Это и предательство Его одним из учеников, и взятие под стражу, и отдание под суд языческим властям, и страшнейшие мучения, и, в конце концов, распятие на Кресте, и долгая мученическая кончина. Но, в конце концов, эта Страстная Седмица, которая предстоит нашему Господу, приходит к Его Светлому Воскресению.

Мы будем вспоминать с вами в Страстную Седмицу о том, насколько те люди, которые встречали Его с радостью и с финиковыми пальмами, оказались непостоянны, и насколько быстро они готовы были изменить свое мнение. Те же самые люди, которые восклицали «Осанна в Вышних!», через несколько дней кричали «Распни, распни Его!» Это были всего лишь простые иудеи, оказавшиеся под воздействием своей верхушки, смертельно ненавидевшей Христа, который ей мешал. Все они таким вот демократическим путем обрекли Христа на смерть. Они фактически проголосовали за это, вынудив своим «общественным мнением» властителя мира сего, Пилата, предать Христа на смерть.

Но сегодня мы встречаем Христа как Спасителя нашего. Мы встречаем Его как Царя, как Владыку, как Бога, который создал Небо и землю, и который сошел на землю, для того чтобы все пророчества исполнились на Нем, и для того, чтобы пройти весь тот путь, который Ему надлежало пройти. И мы знаем, что в конце Страстной Седмицы будет Пасха, будет Воскресенье Христово. И что это Воскресенье на самом деле и есть для нас путь в то Царство, в которое призвал Христос. И этому Царству не будет конца. В отличие от всех земных царств, к которым призывали учителя иудейские, первосвященники, книжники, фарисеи. И это то Царство, в котором царит и блаженство, и любовь, и вечное общение с Богом. И к этому Царству Господь нас призывает.

Но вход в это Царство идет через вход Господа в Иерусалим и Страстную Седмицу, через распятие Его на Кресте и через Светлое Воскресение. Такой же путь и у каждого из нас, у каждого из христиан. Мы не сможем достигнуть вечного блаженства ни в этой жизни, ни в будущей, не пройдя путем Христовым. И вот этот путь Христов, который начинается Входом Господним в Иерусалим, и есть следующая Седмица, которую нам с вами тоже предстоит пройти. В эту неделю нам нужно особенно усердно молиться и постараться прийти в храм, так, чтобы вместе со Христом мы прошли Его путь. Нам предстоит ощутить и понять, что Христос пережил, и что Он сделал, и как Он открыл нам путь в вечную Жизнь. Аминь.

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина