Антипасха 13 / 26 апреля 2009 г.

Проповедь на неделю Фомину (Антипасху)

13 / 26 апреля 2009 


Ин., 65 зач., XX, 19-31.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!

Сегодняшнее воскресенье именуется Святой Церковью неделей Фоминой или неделей Антипасхи. Светлая пасхальная седмица начиналась с Пасхи, а завершается днем, который находится во времени напротив Пасхи, и потому называется Антипасхой. Это тот праздник, в котором как бы еще раз повторяются все наши пасхальные богослужения, когда совершался крестный ход, отмечались пасхальные празднества и пелись пасхальные песнопения. С праздником Антипасхи заканчивается Светлая седмица, исполненная Христовым Пасхальным торжеством.

В этот праздничный день мы читаем Евангелие о Фоме, и поэтому называется он еще Фоминой неделей. Воспоминаем мы то событие, когда апостол Фома впервые увидел воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Случилось это через восемь дней после того, как Он воскрес и впервые явился ученикам. Фомы с ними тогда не было, но вот теперь, в это воскресенье он оказался вместе с апостолами в Сионской горнице с затворенными дверьми. Ученики боялись иудейского преследования, мщения и наказания, и потому затворили двери. И Фома был вместе с ними, когда Христос вошел в ту горницу. И Он уже знал сказанное Фомой апостолам: «Если не увижу ран от гвоздей на руках Его, и не вложу руки моей в ребра (прободенные), не поверю, что Христос воскрес». Не мог Фома поверить, что Господь явился апостолам с такими страшными ранами воскресший и живой.

И вот Христос явился ему со словами: «Вложи перст свой в язвы от гвоздей и руку свою в ребра моя, и не будь неверен, но верен». Не сказано в Евангелии, вложил ли апостол Фома свою руку в ребра Господа, вложил ли свой палец в Его язвы от гвоздей, но повествуется, что он сказал: «Господь мой и Бог мой». Фома узнал своего Спасителя в этом воскресшем Человеке и Боге, который явился ему и показал, что Он живой, несмотря на смертельные раны, Ему нанесенные. Но тело Его и все естество совершенно изменилось и преобразилось, и потому Он вошел через затворенные двери в горницу, где находились апостолы. Это было уже то тело, которое Христос обрел после Воскресения, и вот именно такое тело суждено и нам обрести в Царствии Небесном, если мы того сподобимся.

Итак, апостол Фома узнал Спасителя и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Раньше, когда другие апостолы говорили ему, что Господь воскрес, что Христос уже здесь воскресший, Фома не верил им. Почему он не верил? Потому что, как один из современных проповедников трактует это место Евангелия, апостол Фома не видел на лицах апостолов той великой неземной радости, которая должна была быть у людей, узнавших о Воскресении Христа, о том, что Он пришел к ним, что Ему уже не страшны никакие преследования, никакие мучения. И что Христос воскрес, сошел во ад, и пребывает здесь на земле в Своем теле.

Но апостол Фома не увидел даже той земной радости, которая должна была бы сиять на лицах учеников, ставших свидетелями этого необычайного события – Христова Воскресения. И потому не поверил Фома, что Христос воскрес. Только когда он увидел преображенное Небесным светом тело Господа Спасителя, когда увидел Его Самого, Его глаза, Его лицо, увидел весь Его преображенный облик, только тогда он без всяких сомнений произнес слова: «Господь мой и Бог мой». Вот тогда он узнал Спасителя в воскресшем Иисусе.

Фома уверовал, и его не поколебало то, что в преображенном теле Христа были на руках те самые язвы от гвоздей, что в ребрах Его была та большая рана, в которую можно было вставить даже руку. Ими Христос еще раз засвидетельствовал, что через страдания Он достиг Воскресения, и что через страдания и мы достигнем воскресения. Что через те тяготы, которые мы несем в земной жизни, только через эти тяготы, вместе со Христом переносимые, мы можем достичь того воскресения и той великой радости, которую дает нам Господь в Царствии Небесном. И которую мы обретаем уже здесь, которую многие из нас наверняка чувствовали на Пасхальной службе и во время Пасхальной Седмицы. Это та радость, которая переполняет всех нас и изливается наружу. Она готова обнять весь мир, готова поделиться со всеми своими ближними и дальними. Но эта радость Воскресения сопряжена и с теми страданиями, которые до того претерпевались, и с теми ограничениями, которые мы несли во время Великого Поста. Без страданий невозможна была бы и радость.

Христос, явившись Фоме, соединил еще раз в его душе земную жизнь, исполненную страданиями, и ту неземную радость, которую Он принес в Своем Воскресении. И это соединение, это совместное переживание Фома пронес через всю свою жизнь. Он и другие ученики Господа стали полностью готовы к проповеди Евангельской только после сошествия Святаго Духа. Но, тем не менее, радость в их душах возникла и возрастала от силы в силу в течение всех этих пятидесяти дней до Святой Пятидесятницы, до того как сошел на апостолов Дух Святой.

Мы с вами проходим сейчас тот же путь. Не зря Святая Церковь дала нам вот эти дни попразднества Святой Пасхи. Сначала самые праздничные, которые были на Пасхальной седмице. Потом те сорок дней, в течение которых повторяются каждый день Пасхальные песнопения, чтобы мы прониклись той радостью. И чтобы в день Пятидесятницы на нас на самом деле сошел Дух Святой, чтобы мы преобразились и стали иными людьми. Чтобы жизнь Небесная была для нас самой главной, чтобы мы искали прежде Царства Божия и Правды его, зная, что все остальное приложится нам. Зная, что самое главное – это тот свет, который принес Христос, и который вселил в души учеников Святой Дух, сошедши на апостолов в день Пятидесятницы, а на нас сошедши в день крещения, когда совершалось совместно с крещением таинство миропомазания. И каждый раз, и каждый год мы повторяем это событие. И каждый раз мы переживаем и повторяем в своей душе таинство Воскресения Христа. И каждый раз в день Пятидесятницы мы переживаем сошествие Святаго Духа, которым преображаются наши души и наши тела.

Дай Бог и нам, как апостолу Фоме, сподобиться видеть Божий Промысл, видеть Бога в той жизни, которой мы с вами живем. Жизнь эта непростая, сложная, но она освящается тем неземным светом, который принес нам Воскресший Христос. И эти страдания, и эта радость пребывают вместе с нами и даются нам Воскресшим Христом, когда Он является и с язвами от гвоздей, и в преображенном теле. И дай Бог нам встретить Господа нашего Иисуса Христа в событиях нашей земной жизни, и так же как апостол Фома, воскликнуть ему: «Господь мой и Бог Мой!». Аминь.

Христос Воскресе!
Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина