Троица

Праздник Святой Троицы

10 июня /23 июня 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43Итак произошла о Нем распря в народе.

44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю всех, братья и сестры, с праздником Святой Троицы!

В этот день, который еще именуется Пятидесятницей, отражая во всей полноте празднуемые нами события, Господь послал Святаго Своего Духа на святых учеников Своих – апостолов. Сошествие на них Святаго Духа было исполнением того обещания, которое дал Господь, еще будучи на земле, и исполнением той радости, которая охватила их сердце, когда Господь возносился.

Мы помним, что когда было Вознесение Господне, то апостолы ушли с радостью великой. И вот они ждали сошествия Святаго Духа в Сионской Горнице, и в день Пятидесятницы свершилось такое удивительное событие: дом, в котором они были, исполнился шума, как будто бы от великого ветра. И оказалось, что на их головах, на головах каждого из апостолов появился язычок пламени, то есть нечто, напоминающее язычок пламени, как повествует евангелист Лука в книге Деяний Апостолов. И этот как бы язычок пламени был не просто язычком, а знамением тех даров, которые Господь дал своим ученикам. Свидетелями этому стали все люди, которые были в тот день на празднике Пятидесятницы.

Это древний праздник, который идет из  Ветхого Завета. Многие верующие со всех концов света собрались на него в Иерусалим. И люди, которым апостолы проповедовали о Христе, слышали, что те говорят на их родном наречии. И все удивлялись, тому, как это могло произойти, так как знали, что апостолы были из Галилеи, а жителей этого места даже не все иудеи понимали, поскольку в Галилее было особенное наречие. Сейчас скажем в Германии люди, которые живут в одной земле, не понимают людей, живущих в другой земле – настолько уже разнится немецкий язык. И тогда то же самое было: иудеи не очень понимали язык Галилейский. Но, тем не менее, все кто пришел в тот день в храм Иерусалимский – все они поняли, о чем говорят апостолы.

Это был дар Божий, и этот дар был знамением, который Господь всем явил. И о нем говорится в кондаке праздника «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». В этих словах вспоминается событие разделения языков, когда люди хотели построить Вавилонскую башню. Тогда, как повествует Священное Писание, Господь спустился на эту башню и смешал все людские языки. А в день Пятидесятницы Господь снова спустился на землю, уже когда совершилось дело Христово, когда совершилось дело воссоединения испорченной человеческой природы. Тогда Господь, для того, чтобы дело проповеди было возможным, дал апостолам вот такой дар – говорения на том языке, который все понимают. И они говорили одними устами, а понимали их все. И этот язык, это чудо было уникальным событием в человеческой истории и стало знамением сошествия Святаго Духа.

Святой Дух сошел на землю и воссоединил все то естество человеческое, то естество апостолов, учеников Христовых, которое было рассечено на тысячу частей. Так говорил три века спустя святитель Василий Великий, осмысливая это событие уже в человеческих терминах. Он говорил, что человеческое естество в грехопадении было рассечено на тысячу частей. И Господь, когда пришел на землю, соединил в Себе это естество. И причастники этого естества Господа нашего Иисуса Христа получают возможность соединить, свершить целостным свое естество человеческое. И получение целостности как раз и обозначается тем словом греческим, которое у нас переводится как «спасение». По-гречески спасение – это сотерия и означает буквально восстановление целостности. Если посмотреть, что значит это слово, посмотреть, откуда оно происходит, то спасение – это восстановление целостности. То есть восстановление той целостности, которая была нарушена грехопадением Адама.

Поэтому мы вспоминаем сегодня то далекое событие, о котором повествует Священное Писание – о разделении языков при строительстве Вавилонской башни. Это было одним из самых ярких событий в человеческой истории, когда люди захотели без Бога стать выше Бога. Потому что Вавилонской башней был зиккурат, капище идольское, на котором люди хотели приносить жертвы для того, чтобы стать выше Бога. Господь не допустил свершиться этому злу, и смешал языки человеческие, и Вавилонская башня так и не была построена.

А в день Пятидесятницы Он дал возможность соединить воедино всех людей, которые пришли ко Христу. Вот с тех пор все православные христиане, которые принадлежат Святой Церкви, соединяются единым Духом в единой Церкви. Это великое чудо, когда люди разных племен, разных национальностей, разного цвета кожи, разного интеллектуального и культурного уровня  соединяются воедино в Святой Церкви, которую стяжал своей кровью Господь наш Иисус Христос.

И Дух Святой, который сошел тогда на святых учеников апостолов, и сейчас дышит в Церкви, и сейчас мы переживаем это событие. Не зря мы вчера с большой торжественностью пели ту стихиру, в которой провозглашается призывание Святаго Духа: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, прииди, и вселися в ны». Мы просим, чтобы Дух Святой сошел на нас с вами так же, как Он сошел на святых учеников и апостолов Иисуса Христа. Церковь так устроена, что мы переживаем те же события, что переживали святые апостолы. Вот они пережили смерть Господа своего и пережили Его Воскресение. Как они в течение сорока дней были с Ним Воскресшим, так и мы с вами тоже пребываем с Воскресшим Господом, когда читаем Евангелие Воскресное. Так же как и апостолы, мы с вами присутствовали на нашей службе при Вознесении Господнем. Мы не просто воспоминаем все эти события, но они реально присутствует в нашей душе, и мы можем это почувствовать.

И потому Господь дал нам возможность праздновать этот праздник – праздник Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы, Праздник сошествия Святаго Духа, когда Святая Троица открылась в своей максимальной полноте, в которой могла открыться здесь на земле. Мы с вами по своей людской природе ограниченны, мы с вами являемся творением Бога, поэтому мы не можем вместить все те истины, всю ту полноту, которые есть в Боге. Но то, что мы можем вместить, Господь нам открыл в течение всей человеческой истории и продолжает до сих пор открывать.

Дух Святой дышит в Церкви, и перед каждым нашим молитвословием мы читаем молитву «Царю Небесный…», и призываем Духа Святаго, потому что никто не может призвать Господа, Спасителя Иисуса Христа, кроме как Духом Святым. То есть если Дух Святой в нас говорит, то мы молимся на самом деле. И это вот понимание было у всей Церкви с самого начала, потому что с самого начала все христиане стяжали Дух Святой. Будь то мученики, которые Духом Святым переносили мучения, совершенно невыносимые мучения, которые на них простирали их мучители. Будь то преподобные, которые потом шли в пустыню и там в полноте стяжали благодать Святаго Духа. И о том же свидетельствовали наши Русские святые. Святитель Серафим Саровский совершенно ярко и ясно выразил, что цель жизни человеческой, земной человеческой жизни – это стяжание благодати Святаго Духа.

Это тот Дух Святой, который сошел на Церковь, который в Церкви пребывает, и Церковь делает единой. Но это единство –  совсем не то, что объединяет людей, которым нравится что-то одно, будь то театр, или кино, или музыка, или какие-то еще занятия. Люди вне Церкви собираются воедино только ради вот таких занятий. Мы собираемся воедино, потому что мы жаждем спасения, потому что жаждем приобщения к Господу Иисусу Христу. Потому что мы жаждем созидания своей целостности, восстановления своей целостности, отсутствие которой мы чувствуем постоянно, когда грешим, когда совершаем те грехи, которые мы не хотим совершать, но мы их совершаем. Господь для восстановления нашей целостности дал нам таинство исповеди, которое тоже совершается Духом Святым.    

Дай Бог нам милости Божьей и той радости, которая была у святых апостолов, когда они приняли в себя Святаго Духа. Господь нам все это дает, Господь дает возможность нам это стяжать, потому что мы приняли дар Святаго Духа. Когда мы крестились, мы совершали таинство миропомазания. То есть таинство сошествия благодати Святаго Духа, совершается над нами одновременно с Таинством Крещения. И мы готовы, по своим возможностям, принять Духа Святаго, особенно конечно в тот день, когда Господь Дух Святой сходит на землю и созидает Церковь как единое Тело Христово. И дает нам силы, для того чтобы не только самим достигнуть спасения, но и проповедовать и исповедовать это спасение для всех тех, с кем мы соприкасаемся.

Храни всех Господь! С Праздником! 

 

 

Храм. Благотворительность. Сбор пожертвований.
Контакты Cхема проезда Священнослужители Расчетный счет Карта сайта Ссылки
Сайт создан по благословению настоятеля Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Сергия Тришкина